Судья Попов А.С.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2011 года № 33-2350
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Маклаковой Н.С.,
судей Теплова И.П., Чекавинской Н.И.,
при секретаре Михайловой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Третьяковой К.В. на решение Тарногского районного суда от 18 апреля 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Третьяковой К.В. к администрации Тарногского муниципального района о признании права на жилое помещение общей площадью в размере ... кв.м. как вдовы участника Великой Отечественной войны, имеющей заболевание, дающее право на дополнительную жилую площадь, и об обязании производства доплаты единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в размере стоимости ... кв.м. жилья помимо произведенной выплаты по свидетельству №... от 28 марта 2011 года отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Маклаковой Н.С., объяснения представителя Третьяковой К.В. по доверенности Третьякова В.Н., судебная коллегия
установила:
Третьякова К.В. обратилась в суд с иском к администрации Тарногского муниципального района о признании права на жилое помещение общей площадью в размере ... кв.м.
В обоснование иска указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Администрацией Тарногского муниципального района выдано свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты в размере ... рублей из расчета общей площади жилого помещения ... кв.м. Денежные средства перечислены на именной блокированный счет.
Третьякова К.В. не согласна с размером общей площади, установленной администрацией Тарногского муниципального района. Полагала, что установленная законодательством норма предоставления ей жилой площади в размере ... кв.м. должна приниматься за базовую (минимальную) площадь предоставления. Исходя из того, что у нее имеется заболевание, то для расчета общей площади жилого помещения должны применяться правила части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации об увеличении предоставляемой площади в два раза, следовательно, норма предоставления ей жилой площади должна составлять ... кв.м.
Администрацией Тарногского муниципального района не запрашивалось увеличение субвенций на единовременную денежную выплату для нее и произведена денежная выплата в меньшем, чем положено, размере, что нарушает ее право на жилое помещение большего размера.
Просила признать за ней право на жилое помещение общей площадью в размере ... кв.м. как вдовы участника Великой Отечественной войны, имеющей заболевание, дающее право на дополнительную жилую площадь, и обязать администрацию Тарногского муниципального района произвести доплату единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в размере стоимости ... кв.м. жилья помимо произведенной выплаты по свидетельству №... от 28 марта 2011 года.
В судебном заседании представитель истца Третьяковой К.В. по доверенности Третьяков В.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал на нарушение требований действующего законодательства в действиях администрации Тарногского муниципального района по отказу в признании права Третьяковой К.В. на дополнительную жилую площадь в размере ... кв.м. и производстве единовременной денежной выплаты в размере ... кв.м., а не ... кв.м. общей площади жилого помещения. Полагал, что при исчислении площади жилого помещения ответчиком неверно трактуется закон и не учитываются положения части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Тарногского муниципального района по доверенности Вячеславова А.А. исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии с действующим законодательством Третьяковой К.В., как вдове участника Великой Отечественной войны, перечислены на именной блокированный счет денежные средства в размере ... рублей исходя из указанной в нормативных актах общей площади жилого помещения ... кв.м. Указала, что в отношении инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Законом Вологодской области от 06.04.2009 № 1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению этой категории граждан» администрацией решаются вопросы в отношении данной категории лиц, вставших на учет до 01.01.2005. Кроме того, Третьяковой К.В. уже избрано основание для получения мер социальной защиты как вдовы участника Великой Отечественной войны, что исключает рассмотрение других оснований, в частности, согласно статье 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Размер единовременной денежной выплаты определяется на федеральном уровне по субъектам Российской Федерации и не может быть изменен произвольно другими органами, размер общей площади жилья определен Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», поэтому расчет единовременной денежной выплаты администрацией Тарногского муниципального района произведен в соответствии с законом. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Третьякова К.В. ставит вопрос об отмене либо изменении решения суда по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушения норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу представитель администрации Тарногского муниципального района Вологодской области Попов А.Ф. просит оставить решение без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23.2 вышеуказанного Закона по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в часть 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Третьякова К.В., <ДАТА> года рождения, является инвалидом ... группы и вдовой участника Великой Отечественной войны.
В соответствии со справкой ВКК от 13.05.2010 Третьякова К.В. прошла ВКК при Тарногской районной больнице, где ей поставлен диагноз, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» подпадает под перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Из ответа Главы администрации Тарногского муниципального района Вологодской области Г.С.М. от 10.06.2010 №... усматривается, что решением жилищной комиссии Спасского сельского поселения от 28.05.2010 Третьякова К.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова участника Великой Отечественной войны.
Решением Тарногского районного суда от 12.08.2010 отказано в удовлетворении исковых требований Третьяковой К.В. к администрации Тарногского муниципального района о признании права на дополнительную жилую площадь как инвалиду, имеющему заболевание, которое дает право на дополнительную жилую площадь, и об определении размера единой денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Согласно свидетельству №... от 28.03.2011, выданному на основании распоряжения администрации Тарногского муниципального района от 28.03.2011 №..., Третьякова К.В. является получателем единовременной денежной выплаты в размере ... рублей, направленной на улучшение жилищных условий путем строительства или приобретения жилого помещения.
В соответствии с заявкой на кассовый расход №... от 31.03.2011 единовременная денежная выплата в размере ... рублей перечислена на счет Третьяковой К.В.
Предъявляя требования о признании права на жилое помещение общей площадью в размере ... кв.м., истец сослалась на положения части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Данный довод истца обоснованно не принят судом во внимание, поскольку Третьякова К.В., являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, может пользоваться мерами социальной защиты, предусмотренными Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и законом Вологодской области от 25.12.2009 № 2190-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», положения части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера единовременной денежной выплаты не подлежат применению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тарногского районного суда от 18 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Третьяковой К.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Н.С. Маклакова
Судьи: И.П. Теплов
Н.И. Чекавинская