Кассационное определение №33-2670 от 8 июня 2011 года



Судья Цыганкова В.В.

№ 33-2670/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

08 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жаворонковой В.А.,

судей Мальцевой Е.Г., Чистяковой Н.М.,

при секретаре Изотовой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ястребова И.Н. на решение Череповецкого городского суда от 27.04.2011, которым в удовлетворении исковых требований Ястребова И.Н. к мэрии города Череповца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жаворонковой В.А., объяснения представителя мэрии Череповца Вороновой М.Ю., судебная коллегия

установила:

с <ДАТА> Ястребов И.Н. занимает должность участкового уполномоченного милиции ... Отдела милиции УВД по г. Череповцу.

С 08.04.1999 он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи ... человека.

На основании договора коммерческого найма от 27.09.2010, заключенного с ОАО «...», Ястребов И.Н. занимает ... квартиру ... дома ... по ул. ... г. Череповца. Срок действия договора установлен с 01.10.2010 до 30.03.2011.

18.01.2011 Ястребов И.Н. обратился в мэрию г. Череповца с заявлением о предоставлении в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 – 1 «О милиции» его семье составом ... человека отдельной квартиры по договору социального найма согласно установленным законодательством нормам, в чем 17.02.2011 ему было отказано ввиду отсутствия у мэрии г. Череповца соответствующих полномочий.

Оспаривая правомерность принятого решения, Ястребов И.Н. обратился в суд с иском к мэрии г. Череповца о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в виде отдельной квартиры по договору социального найма на состав семьи ... человека с учетом жилищных норм, установленных действующим законодательством.

Требования мотивировал тем, что на основании постановления мэра г. Череповца от 08.04.1999 его семья была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Полагал, что на основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 – 1 «О милиции» имеет право на получение жилого помещения.

В судебном заседании Ястребов И.Н. требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика – мэрии г. Череповца по доверенности Михайлова Г.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3 – ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет средств федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение. Гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, то есть в порядке очередности исходя из времени постановки на учет. Закон Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 – 1 «О милиции» утратил силу. Статья 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3 – ФЗ «О полиции» не предусматривает возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным.

Третье лицо – Ястребова Н.Н. в судебном заседании с требованиями согласилась.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Ястребов И.Н. просит решение суда первой инстанции отменить по мотиву его незаконности и необоснованности.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям:

в соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В развитие указанного конституционного положения законодатель предусмотрел, что сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением. При этом обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3 – ФЗ «О полиции»).

При вынесении решения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку предоставление участковому уполномоченному органом местного самоуправления отдельного жилого помещения по договору социального найма нормами действующего на момент обращения Ястребова И.Н. в суд Федерального закона от 07.02.2011 № 3 – ФЗ «О полиции» не предусмотрено.

Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может.

Как следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Ястребов И.Н. обратился в мэрию г. Череповца 18.01.2011, отказ органа местного самоуправления дан заявителю 17.02.2011, то есть в период действия Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 – 1 «О милиции».

В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 – 1 «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 10 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из смысла данных норм права в их взаимосвязи, следует, что нуждающимся в предоставлении жилых помещений участковым милиционерам могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жильем указанной категории граждан.

Положения статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 - 1 «О милиции» в ее конституционно - правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, вопросы обеспечения жильем участковых уполномоченных милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма участковым уполномоченным милиции.

Принимая во внимание, что исковые требования Ястребова И.Н. по существу сводятся к оспариванию отказа мэрии г. Череповца от 17.02.2011 в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо проверить правомерность принятого мэрией г. Череповца решения от 17.02.2011, полномочия органа местного самоуправления по предоставлению участковым уполномоченным жилых помещений по договорам социального найма и, применив соответствующие нормы права, регулирующие спорные правоотношения, вынести соответствующее решение с учетом того, что Закон «О милиции» утратил свое действие на момент обращения истца с иском.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 27.04.2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200