Судья Кисель Ю.А. | № 33-2539/2011 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вологда | 1 июня 2011 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Король И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,
при секретаре Яркиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг на решение Великоустюгского районного суда от 03 мая 2011 года, которым решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг от 16 марта 2011 года №... об отказе в назначении Калининской В.В. досрочной трудовой пенсии по старости признано недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг обязано зачесть Калининской В.В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:
- медрегистратором Великоустюгской горбольницы с 01 ноября 1982 года по 17 августа 1987 года;
- фельдшером стационара на дому поликлиники МУЗ «... ЦРБ» с 18 августа 1987 года по 31 декабря 1988 года;
- нахождение на курсах повышения квалификации с 01 апреля 1991 года по 31 мая 1991 года, с 14 апреля 1997 года по 16 мая 1997 года, с 07 октября 2002 года по 01 ноября 2002 года
и назначить Калининской В.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года с 10 марта 2011 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Горбачевой С.А., действующей по доверенности ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг, судебная коллегия
установила:
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг (далее также – пенсионный орган) от 16 марта 2011 года №... Калининской В.В. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия необходимого стажа медицинской деятельности.
По состоянию на 10 марта 2011 года Калининской В.В. установлен специальный стаж продолжительностью 23 года 06 месяцев 03 дня (л. д. 9).
В такой стаж пенсионным органом не зачтены периоды работы Калининской В.В. с 01 ноября 1982 года по 17 августа 1987 года в качестве медрегистратора ... городской больницы, с 18 августа 1987 года по 31 декабря 1988 года в качестве фельдшера стационара на дому поликлиники МУЗ «... центральная районная больница» (далее - МУЗ «... ЦРБ»), а также время нахождения на курсах повышения квалификации с 01 апреля 1991 года по 31 мая 1991 года, с 14 апреля 1997 года по 16 мая 1997 года и с 07 октября 2002 года по 01 ноября 2002 года.
Оспаривая правомерность отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, Калининская В.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг о на значении пенсии.
Просила признать решение пенсионного органа от 16 марта 2011 года №... недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия, обязать ответчика зачесть в ее стаж работы, дающей право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, вышеуказанные периоды и назначить ей пенсию с 10 марта 2011 года.
В судебном заседании Калининская В.В. свои требования поддержала.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг Маркова Е.Б. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии от 16 марта 2011 года №....
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг просит об отмене решения суда по мотиву нарушения судом норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Калининская В.В. просит оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Пункт 2 статьи 27 вышеназванного Закона указывает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действующие в настоящее время Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года.
В силу пункта 11 постановленияПленума Верховного Суда Российской Федерацииот20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (утратившим силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953 с 1 октября 1993 г.), пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения (врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложения (п. 1 пп. «б»).
В приложенном к Постановлению Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы врачи, фельдшеры, медицинские сестры - независимо от наименования должности, а также амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (здравпункты, медицинские кабинеты и пункты).
Пунктом 6 данного Постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновении права на пенсию без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты, в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года (в редакции Постановления Правительства от 19 февраля 2001 года № 130).
В постановлении Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет» указано, что право на досрочную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 ноября 1982 года Калининская В.В. была принята на работу медсестрой регистратором поликлиники ... горбольницы № 1. С 18 августа 1987 года истица переведена фельдшером стационара на дому той же поликлиники, а с 01 января 1989 года переведена участковой медсестрой поликлиники МУЗ «... ЦРБ» и на момент рассмотрения дела судом продолжала работать в указанной должности.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг от 16 марта 2011 года №... Калининской В.В. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия необходимого стажа медицинской деятельности. При этом в такой стаж истице не зачтены периоды работы с 01 ноября 1982 года по 17 августа 1987 года в качестве медрегистратора ... городской больницы, с 18 августа 1987 года по 31 декабря 1988 года в качестве фельдшера стационара на дому поликлиники МУЗ «... центральная районная больница» и время нахождения на курсах повышения квалификации с 01 апреля 1991 года по 31 мая 1991 года, с 14 апреля 1997 года по 16 мая 1997 года и с 07 октября 2002 года по 01 ноября 2002 года, что послужило основанием для обращения ее с настоящим иском в суд.
Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, пришел к правильному выводу о неправомерности принятого пенсионным органом решения № 157, зачете спорных периодов работы Калининской В.В. на медицинских должностях в лечебном учреждении и времени обучения на курсах повышения квалификации при осуществлении лечебной деятельности в стаж, дающий право на получение пенсии на льготных условиях, а также назначения такой пенсии с 10 марта 2011 года, поскольку постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 предусматривало возможность зачета такой работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью, во время нахождения на курсах за истицей сохранялось место работы и заработная плата.
Доводы жалобы ответчика не могут повлечь отмены состоявшегося судебного акта, поскольку положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 5 ноября 2002 года № 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 03 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг – без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н. Король
Судьи: В.Н. Белякова
Л.И. Билева