Кассационное определение №33-2641 от 08 июня 2011 года



Судья Юдина Л.Н.

№ 33-2641/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

08 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Маклаковой Н.С.,

судей Слепухина Л.М., Игошевой Г.Н.,

при секретаре Моисеевой В.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на решение Харовского районного суда от 01 апреля 2011 года, которым исковые требования Загуляевой И.А. удовлетворены.

Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обязан предоставить Загуляевой И.А., <ДАТА> года рождения, уроженке ..., вне очереди жилое помещение на условиях социального найма в г. ... общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством.

В иске Загуляевой И.А. к администрации муниципального образования г. Харовск отказано.

Взыскана с Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в пользу Загуляевой И.А. государственная пошлина в сумме ... рублей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения представителя Департамента развития муниципальных образований Вологодской области - Давыдченковой Ю.С., поддержавшей жалобу, судебная коллегия

установила:

Загуляева И.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Харовск, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении ей вне очереди жилого помещения.

В обоснование иска указала, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители были лишены родительских прав. Ее опекуном была бабушка М.Л.

Постановлением главы Харовского муниципального района №... от 20.01.2004 за истицей была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 43,4 кв.м., жилой площадью 27,3 кв.м.

В данной квартире зарегистрировано 6 человек: ее брат С.О., сестра С.А., сын сестры А.А., дочери истицы - З.А., <ДАТА> г.р., З.А., <ДАТА> г.р., З.В., <ДАТА> г.р.

Сестра истицы - С.А. препятствует ей проживать с семьей в данном жилом помещении. Возможность обмена квартиры отсутствует. Поскольку по месту регистрации она проживать не может, ей приходится снимать комнату в коммунальной благоустроенной квартире по адресу: <адрес>.

В иске Загуляева И.А. просит обязать ответчиков предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

В судебном заседании истица поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства представители ответчиков администрации муниципального образования г. Харовск и Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в суд не явились. В материалах дела имеются заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Суд с учетом положительного мнения истицы рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков.

В письменном отзыве на иск администрация муниципального образования г. Харовск исковые требования не признала. Пояснила, что внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе: в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не входит в полномочия администрации городского муниципального образования.

В соответствии с законом Вологодской области от 02.02.2009 №1944-03 «О внесении изменений в закон области «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» выделение субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения относится к полномочиям Департамента развития муниципальных образований Вологодской области.

Из письменных возражений на иск Департамента развития муниципальных образований Вологодской области следует, что вопрос о предоставлении Загуляевой И.А. жилого помещения следует решать с учетом имеющихся у истицы в собственности долей жилого помещения по адресу: <адрес>.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Департаментом развития муниципальных образований Вологодской области поставлен вопрос об изменении решения суда и принятии по делу нового решения, которым обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Загуляевой И.А. вне очереди жилое помещение на условиях социального найма с учетом площади жилого помещения, имеющегося у неё в собственности.

В возражениях на жалобу Загуляева И.А. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда изменению по следующим основаниям.

Разрешая спор, суд установил, что Загуляева И.А. (добрачная фамилия М.И.А.), <ДАТА> года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать С.Р. умерла <ДАТА>. Отец М.А. решением Харовского районного суда Вологодской области от ... года лишен родительских прав. М.И.А. (Загуляева И.А.) была передана на попечение органа опеки и попечительства.

Постановлением главы Харовского муниципального района от 20.01.2004 за М.И.А. закреплена двухкомнатная неблагоустроенная квартира общей площадью 43,4 кв.м. по адресу: <адрес>.

Постановлением главы Харовского муниципального района от 24.05.2005 истица поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время она состоит на учете нуждающейся в жилом помещении в списке «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа указанных категорий детей» под №....

Судом также установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09 апреля 2002 года истица является собственником ... доли выше указанной квартиры, соответственно ей на праве собственности принадлежит ... кв.м. в двухкомнатной квартире.

В указанной квартире кроме истицы также зарегистрированы её брат С.О., сестра С.А., сын сестры А.А., дочери истицы -З.А., <ДАТА> г.р., З.А., <ДАТА> г.р., З.В., <ДАТА> г.р. Общая площадь жилого помещения составляет 43,4 кв.м.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением главы администрации муниципального образования г. Харовск от 13.01.2006 №... «Об установлении учетной нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Харовска» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Из положений абз. 2 п. 1 ст. 8 данного Федерального закона следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста - 23 лет.

По смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья, независимо от того, какого возраста они достигли.

Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Ответчиками не оспаривается, что до настоящего времени жилье истице не предоставлено, то есть органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на которые законом возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истице вне очереди, не исполнили эту обязанность.

В силу приведенной выше нормы п.2 ч.2 ст. 57 ЖК Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 22 Закона Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, или имеющие жилое помещение на праве собственности общей площадью менее учетной нормы, имеют право на предоставление органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области, жилого помещения по договорам социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством по окончании пребывания в образовательном и ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Удовлетворяя требования истицы, суд правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального права, регулирующими правоотношения, возникающие при осуществлении предусмотренных законом гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – при обеспечении их жилой площадью, дал им правильное толкование и сделал правильный вывод о наличии для этого правовых оснований.

Поскольку положением о Департаменте развития муниципальных образований области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2008 года № 2498, обеспечение реализации полномочий органов исполнительной государственной власти в сфере жилищных отношений, а также осуществление полномочий по управлению и распоряжению жилищным фондом области возложено на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области, суд правомерно и обоснованно обязал его предоставить истице жилое помещение.

Вместе с тем, удовлетворяя требование, суд первой инстанции не принял во внимание обоснованные и правомерные доводы Департамента развития муниципальных образований области о предоставлении жилого помещения истице, с учетом имеющейся у нее жилой площади. Такая правовая позиция обусловлена положениями пункта 7 статьи 57 ЖК Российской Федерации, в соответствии с которой при определении общей жилой площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ... года истица является собственником ... доли выше указанной квартиры, соответственно ей в квартире принадлежит ... кв.м. С учетом требования жилищного законодательства о предоставлении истице отдельного жилого помещения данная жилая площадь должна быть учтена.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению. Во второй абзац резолютивной части решения следует внести дополнения – предложение следующего содержания «с учетом имеющейся в собственности Загуляевой И.А. жилой площади». В остальной части решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

второй абзац резолютивной части решения Харовского районного суда от 01 апреля 2011 года изменить, дополнить его предложением следующего содержания: «с учетом имеющейся в собственности Загуляевой И.А. жилой площади».

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента развития муниципальных образований Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий: Н.С. Маклакова

Судьи: Л.М. Слепухин

Г.Н. Игошева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200