Судья Смирнова В.М. № 33-2687/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 15 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Жаворонковой В.А., судей Игошевой Г.Н., Мальцевой Е.Г., при секретаре Баженовой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования город Кириллов на решение Кирилловского районного суда от 27 апреля 2011 года, которым на администрацию муниципального образования город Кириллов возложена обязанность: - оборудовать территорию <адрес> пожарным водопроводом или гидрантами, установленными на хозяйственно-питьевую водопроводную сеть в соответствии с требованиями пожарной безопасности, в срок до 1 августа 2011 года; - оборудовать подъезды шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров к имеющемуся водоисточнику по <адрес>, с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 14 х 14 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; привести в исправность водоисточник по <адрес>, почистить его от ряски и травы, углубить, обеспечить запас воды, достаточный для нужд пожаротушения, оборудовать подъезд к нему шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров, установить соответствующие указатели направления движения и его местонахождения; оборудовать подъезд к водоисточнику по <адрес>, установить соответствующий указатель его местонахождения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мальцевой Е.Г., объяснение прокурора прокуратуры <адрес> И., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия установила: 01 марта 2011 года в прокуратуру <адрес> от начальника 7 отряда ФПС по <адрес> поступило сообщение о том, что <ДАТА> при тушении пожара в жилом доме по адресу: <адрес> пожарные расчеты не смогли воспользоваться пожарными водоемами в связи с отсутствием оборудованных подъездов к источникам и отсутствием прорубей. По данному факту прокуратурой Кирилловского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрацией города Кириллова, в результате которой установлено, что предписания Отделения государственного пожарного надзора по Кирилловскому району и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области длительное время не исполняются, отсутствуют пригодные для пожаротушения водоемы. Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку №49 от 25 ноября 2010 года администрации муниципального образования города Кириллов назначено административное наказание по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания инспектора ОГПН по Кирилловскому району от 18 декабря 2009 года №152 об оборудовании противопожарных водоисточников на территории муниципального образования город Кириллов. Согласно предписанию Отделения государственного пожарного надзора по Кирилловскому району и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области от 18 декабря 2009 года № 157 администрации муниципального образования город Кириллов указано на необходимость проведения в срок до 01 октября 2010 года следующих мероприятий: территорию муниципального образования город Кириллов необходимо оборудовать противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединить с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Установку пожарных гидрантов следует предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 метра от края проезжей части, но не менее 5 метров от стен зданий, пожарные гидранты допускается располагать на проезжей части. При этом установка пожарных гидрантов на ответвлении от линии водопровода не допускается. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант (пункт 1 предписания); оборудовать подъезды шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров к имеющимся водоисточникам по адресам: <адрес> (подъезд к озеру), <адрес> (подъезд к озеру), <адрес> (подъезд к озеру), <адрес> (подъезд к озеру), <адрес> (подъезд к озеру), <адрес> (подъезд к озеру), с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (пункт 2 предписания); водоисточники по адресам: <адрес>, привести в исправность, почистить от ряски и травы, углубить, обеспечить запас воды, достаточный для нужд пожаротушения, оборудовать подъезд к ним шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров, установить соответствующие указатели направления движения и их местонахождения; к водоисточнику по адресу: <адрес>, оборудовать подъезд, установить соответствующий указатель его местонахождения; у водоисточника по адресу: <адрес> "а" (заезд с <адрес>), установить соответствующий указатель его местонахождения (пункт 3 предписания). Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 июля 2010 года, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2010 года предписание признано недействительным в части адресованных администрации требований: о выполнении в срок до <ДАТА> в отношении водоисточников по адресам: <адрес> (подъезд к озеру), <адрес> (подъезд к озеру), <адрес> (подъезд к озеру) мероприятий по оборудованию подъездов шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также в части требований о выполнении в срок до <ДАТА> в отношении водоисточника по адресу: <адрес> "а" (заезд с <адрес>), мероприятий по приведению в исправность, чистке от ряски и травы, углублению, обеспечению запаса воды, достаточного для нужд пожаротушения, оборудованию подъезда к водоисточнику шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров, установке соответствующих указателей направления движения и их местонахождения, как не соответствующее положениям статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В удовлетворении остальной части заявленных требований администрации отказано. В связи с выявленными нарушениями правил пожарной безопасности, создающими непосредственную угрозу возникновения и распространения пожаров, жизни людей прокурор Кирилловского района обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования города Кириллов в интересах неопределенного круга лиц об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Просил возложить обязанность на администрацию обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности при содержании пожарных водоемов на территории г.Кириллова; оборудовать территорию г. Кириллова пожарным водопроводом и гидрантами в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности. В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил, просил в целях обеспечения обязательных требований пожарной безопасности и соблюдения законных прав граждан на охрану жизни и здоровья возложить на ответчика обязанности: 1) в срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать подъезды шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров к имеющимся водоисточникам по адресу <адрес>, с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 14x14 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; водоисточники по адресу <адрес> привести в исправное состояние, почистить от ряски и травы, углубить, оборудовать подъезд для пожарной техники шириной не менее 6 метров, установить указатели направления движения; к водоисточнику по адресу <адрес> оборудовать подъезд, установить указатель его местонахождения; 2) в срок до 1 августа 2011 года оборудовать территории <адрес> пожарным водопроводом или гидрантами, установленными на хозяйственно-питьевую водопроводную сеть. Представитель ответчика администрации города Кириллова А заявленные требования признала частично, сославшись на то, что обустройство пожарного водопровода в срок, указанный прокурором, невозможно в связи с отсутствием в бюджете города денежных средств. Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности по Кирилловскому району М. поддержал заявленные прокурором района требования, суду пояснил, что пожарные водоемы в городе содержатся в неудовлетворительном состоянии, при наличии естественных природных источников воды подъезды к ним практически отсутствуют. При этом администрация города Кириллова бездействует, несмотря на неоднократно вынесенные в ее адрес предписания об устранении нарушений. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе администрацией <адрес> поставлен вопрос об отмене решения суда со ссылкой на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, повлекшее неправильное применение норм материального права. В возражениях на кассационную жалобу прокурор Кирилловского района, Отделение государственного пожарного надзора по Кирилловскому району и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области просят отставить решения суда без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, представленные на них возражения, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 указанного закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Согласно статье 10 приведенного выше закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Статьей 62 указанного закона установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом. Согласно статье 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 90 которых у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 94 этих Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора Кирилловского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на ответчика обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности при содержании пожарных водоемов на территории г.Кириллова суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт неисполнения ответчиком предписаний должностных лиц об устранении нарушений. Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Доводы об отсутствии денежных средств для устранения нарушений противопожарных правил несостоятельны, поскольку отсутствие денежных средств для осуществления финансирования затрат на выполнение противопожарных мероприятий, не освобождает ответчика от выполнения этой обязанности. Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому кассационная жалоба не может быть удовлетворена Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Кирилловского районного суда от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Кириллов - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: