Кассационное определение №33-2855 от 17 июня 2011 года



Судья Соколова М.В.

№ 33-2855/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

17 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жаворонковой В.А.,

судей Мальцевой Е.Г., Игошевой Г.Н.,

при секретаре Изотовой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Вологды по доверенности Моисеевой А.А. на решение Вологодского городского суда от 27.04.2011, которым исковые требования Начинкина А.С. удовлетворены.

Возложена на администрацию города Вологды обязанность предоставить Начинкину А.С. на состав семьи ... человека муниципальное специализированное жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жаворонковой В.А., объяснения представителя Администрации г. Вологды Моисеевой А.А., судебная коллегия

установила:

участковый уполномоченный милиции ... Начинкин А.С. служит в органах внутренних дел с <ДАТА>.

В соответствии с Постановлением Главы г. Вологды от 17.04.2008 Начинкин А.С. принят на учет граждан, нуждающихся в муниципальных специализированных жилых помещениях, предоставляемых по договору найма служебного жилого помещения.

В связи с заключением <ДАТА> брака с Н.Г., Начинкин А.С. обратился в Администрацию г. Вологды с заявлением о включении ее в состав семьи. Письмом органа местного самоуправления от <ДАТА> он был уведомлен о подготовке проекта постановления Главы г. Вологды о внесении изменения в постановление от 17.04.2008 в части включения в состав семьи Начинкина А.С. жены Н.Г.

Письмом от 19.07.2010 Департамент имущественных отношений Администрации г. Вологды сообщил Начинкину А.С. о возможности предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда в виде отдельной квартиры при наличии свободного жилого помещения.

Со ссылкой на отсутствие данных о сроках решения жилищного вопроса, 25.01.2011 Начинкин А.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Вологды о возложении на Департамент имущественных отношений Администрации г. Вологды обязанности по предоставлению семье квартиры в соответствии с законодательством ввиду истечения шестимесячного срока с момента вступления в должность и признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Определением Вологодского городского суда от 01.03.2011 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены УВД по Вологодской области и УВД г. Вологды.

В судебном заседании Начинкин А.С. требования поддержал, просил удовлетворить. Полагал, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г. Вологды.

Представитель ответчика – Администрации г. Вологды по доверенности Моисеева А.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что служебное жилое помещение истцу не предоставляется в связи с изменениями действующего законодательства. Указала, что обеспечение жильем сотрудников полиции осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Представитель ответчика – УВД по Вологодской области по доверенности Билев А.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что УВД по Вологодской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Считал, что Федеральный закон от 07.02.2011 № 3 – ФЗ «О полиции» применению не подлежит.

Представитель ответчика – УВД г. Вологды в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации г. Вологды по доверенности Моисеева А.А. ставит вопрос об отмене судебного решения по мотиву его незаконности и необоснованности.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В развитие названного конституционного положения законодатель предусмотрел, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность (часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 - 1 «О милиции», действовавшего на момент постановки Начинкина А.С. на учет в качестве нуждающегося в муниципальном специализированном жилом помещении и обращения в суд).

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 10 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из смысла указанных норм в их взаимосвязи, следует, что нуждающимся в предоставлении жилых помещений участковым милиционерам могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жильем указанной категории граждан.

Положения статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 - 1 «О милиции» в ее конституционно - правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, вопросы обеспечения жильем участковых уполномоченных милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма участковым уполномоченным милиции.

Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, возложение на Администрацию г. Вологды обязанности по предоставлению участковому уполномоченному милиции ... Начинкину А.С. жилого помещения соответствует нормам действующего законодательства.

Ссылка в кассационной жалобе на введение в действие Федерального закона от 07.02.2011 № 3 – ФЗ «О полиции», в соответствии с которым обеспечение участковых уполномоченных милиции жилыми помещениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, является несостоятельной, поскольку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении муниципального специализированного жилого помещения Начинкин А.С. был поставлен в период действия статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 - 1 «О милиции». Обязательства по обеспечению участкового уполномоченного отдельной квартирой орган местного самоуправления не исполнил. Кроме того, с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения к Администрации г. Вологды Начинкин А.С. обратился в суд 25.01.2011, то есть до введения в действие Федерального закона от 07.02.2011 № 3 – ФЗ «О полиции».

Таким образом, судом первой инстанции правильно применен материальный закон и определены юридически значимые для дела обстоятельства, решение вынесено без нарушений норм процессуального права, является законным и обоснованным.

При указанных обстоятельствах оснований для вмешательства в состоявшееся судебное решение судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 27.04.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Вологды по доверенности Моисеевой А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200