Судья Викторов Ю.Ю. № 33-2884/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 22 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Король И.Н., судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И., при секретаре Яркиной К.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Прокопьева В.В. на решение Череповецкого городского суда от 17 мая 2011 года, которым ему отказано в удовлетворении исковых требований к государственному учреждению -Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе Вологодской области о признании незаконным решения от <ДАТА> №... об отказе в назначении пенсии по инвалидности и возложении обязанности по назначению двух пенсий: по инвалидности и по старости. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения представителя Прокопьева В.В. Прокопьевой Т.В., представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе Горбачевой С.А., судебная коллегия установила: Прокопьев В.В., инвалид 3 группы вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являлся получателем пенсии по инвалидности с <ДАТА> по <ДАТА> (л.д.8, 17- 19). С 26 декабря 2010 года ему назначена пожизненно пенсия по старости, а 13 января 2011 года он обратился за установлением второй пенсии (по инвалидности). Решением пенсионного фонда от <ДАТА> №... Прокопьеву В.В. отказано в назначении пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со ссылкой на то обстоятельство, что на момент обращения за назначением этой пенсии не достиг возраста 55 лет, а до достижения этого возраста в соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременное право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом (л.д.7). Оспаривая правомерность отказа в назначении второй пенсии, Прокопьев В.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области (далее – ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе). Просил признать решение ответчика №... от <ДАТА> незаконным и обязать ГУ-УПФ Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе назначить ему две пенсии: по инвалидности и по старости с 26 декабря 2010 года. В обоснование требований указал, что на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15декабря 2001 года № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по достижении возраста 50 лет он имеет право на пенсию по старости при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Трудовой стаж у него составляет более 5 лет. Кроме того, по достижении возраста 50 лет он имеет право на получение 2-х пенсий, как по инвалидности, которую он получал с 2003 года, так и по старости. Однако ему была назначена только пенсия по старости, а пенсия по инвалидности была снята. В судебное заседание истец не явился, его представители Прокопьева Т.В. и Комиссарова Н.В. исковые требования просили удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика Шаратинова М.С. исковые требования не признала по основаниям, указанным в оспариваемом решении. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе Прокопьев В.В. просит об отмене решения суда по мотиву неправильного толкования судом норм материального права и вынесении нового решения. Указывает, что он, являясь инвалидом вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, до 26 декабря 2010 года получал пенсию по данному основанию, в настоящий момент он получает пенсию по старости, назначенную ему со снижением возраста по его заявлению. Однако, достигнув возраста 50 лет, он не перестал быть инвалидом и нуждаться в дополнительной социальной защите, основания получения пенсии по инвалидности не отпали, и ни ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не содержат указания о снятии с него пенсии по инвалидности. В возражениях на кассационную жалобу ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, полагает решение соответствующим фактическим обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные отношения. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Прокопьев В.В., <ДАТА> года рождения, с <ДАТА> по <ДАТА> был призван на военные сборы и принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, получил заболевание, приведшее к инвалидности (л.д. 8, 13-14). С <ДАТА> Прокопьев В.В. являлся получателем пенсии по инвалидности, с 26 декабря 2010 года получает пенсию по старости, назначенную ему в связи с достижением возраста 50 лет (л.д. 17-19), как это предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет. Вывод суда о том, что право на получение второй пенсии (по инвалидности) у Прокопьева В.В. может возникнуть только по достижении им возраста 55-ти лет, является правильным. Согласно статье 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом выполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Согласно положениям пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 этой же статьи. Прокопьев В.В. до 26 декабря 2010 года получал пенсию по инвалидности по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пенсию по старости с 26 декабря 2010 года получает по этому же закону. Между тем, из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости, условия назначения которой урегулированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, одновременное получение лицами из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья, полученного в период работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, пенсии по инвалидности и пенсии по старости, указанных в статье 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», не допускается. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом. Однако, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Таким образом, право на трудовую пенсию по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у Прокопьева В.В. возникнет только по достижении им возраста 55 лет. Соответственно тогда у него возникнет и право на получение одновременно двух пенсий : по старости по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Из материалов дела следует, что к моменту обращения за назначением второй пенсии Прокопьев В.В. не достиг возраста 55 лет, соответственно право на получение двух пенсий - трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности в силу приведенных выше правовых норм у него отсутствует. В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца по данному спору, они основаны на неправильном толковании норм материального права и не содержат правовых оснований для отмены решения суда. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Череповецкого городского суда от 17 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Прокопьева В.В. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: