Кассационное определение № 33-3039 от 29 июня 2011 года



Судья Шмакова О.А.

№ 33-3039/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

29 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Аганесовой О.Б.,

судей Теплова И.П., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Баданиной А.В. по доверенности Наволоцкого Н.И. на заочное решение Никольского районного суда от 25 мая 2011 года, которым Баданиной А.В. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., судебная коллегия

установила:

представитель Баданиной А.В. по доверенности Наволоцкий Н.И. обратился в суд с иском к Администрации Никольского муниципального района, администрации Нигинского сельского поселения об оспаривании акта обследования жилого дома и заключения о пригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, признании за Баданиной А.В. права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание истец Баданина А.В. не явилась, ее представитель по доверенности Наволоцкий Н.И. заявленные требования поддержал, просил суд признать акт обследования жилого дома, принадлежащего истице и заключение межведомственной комиссии о пригодности для проживания указанного жилого дома незаконными. Жилой дом, принадлежащий Баданиной А.В., является непригодным для проживания, поскольку не отвечает требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, в доме отсутствует отопление, водоснабжение, канализация, теплый туалет. Согласно заключению ООО «В.» износ дома составил 69 %. После проведения указанной экспертизы он обращался в администрацию Нигинского сельского поселения с заявлением о постановке Баданиной А.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но постановлением от 16.03.2011 было отказано. Считает, что Баданина А.В. имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ее жилой дом является непригодным для проживания, что подтверждено заключением независимой экспертизы, проведенной ООО «В.».

В судебном заседании представитель администрации Никольского муниципального района по доверенности Барболин И.Н. пояснил, что 03.12.2010 проводилось обследование жилого помещения, 06.12.2010 - заседание комиссии по вопросу об оценке жилого дома, принадлежащего Баданиной А.В., на предмет пригодности для проживания. В ходе заседания были исследованы имеющиеся у комиссии документы – технический паспорт, акт обследования жилого помещения. При обследовании жилого дома и на заседании комиссии присутствовал представитель собственника Наволоцкий Н.И. Экземпляр акта обследования и заключения были высланы в адрес представителя незамедлительно после их принятия. 25.12.2010 представитель истца получил указанные документы по почте и имел право обратиться в суд с заявлением об их оспаривании в течение трех месяцев. Просил суд отказать в удовлетворении требований истца, поскольку пропущен срок исковой давности, предусмотренный ст. 256 ГПК Российской Федерации.

Представитель ответчика администрации Нигинского сельского поселения в судебное заседание не явился.

Судом принято приведенное выше заочное решение.

В кассационной жалобе представитель Баданиной А.В. по доверенности Наволоцкий Н.И. просит заочное решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на доводы, изложенные им в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что Баданина А.В., <ДАТА> года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом №... группы, главой колхозного хозяйства - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 61,3 кв.м (согласно выписке из похозяйственной книги год постройки – 1918 л.д.4, согласно техническому и кадастровому паспорту на дом, составленным 27.10.2010 государственным предприятием Вологодской области «Вологдатехинвентаризация» - 1926 л.д.17-27), проживает в указанном доме одна.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 06.12.2010 №... (созданной на основании постановления главы администрации Никольского муниципального района от 06.04.2010 №...) указанное жилое помещение признано пригодным для проживания.

Постановлением Администрации Нигинского сельского поселения Никольского муниципального района №... от 16.03.2011 Баданиной А.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Представитель Баданиной А.В. по доверенности Наволоцкий Н.И. обратился 29.04.2011 в суд с вышеуказанными требованиями.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 №... «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В силу пункта 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Согласно п. 8 указанного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В п. 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с требованиями п.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно вышеуказанным нормам закона «О ветеранах» вдовы участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета независимо от их имущественного положения. Данные обязательства являются расходными обязательствами федерального бюджета, которые переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей второй Закона Вологодской области от 06.04.2009 №1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены указанными государственными полномочиями по обеспечению жильем данной категории граждан за счет средств федерального бюджета, которые ими осуществляются на основании положений Закона Вологодской области от 29.06.2005 №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан».

В целях реализации указанных полномочий органы местного самоуправления Вологодской области ведут учет этой категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по отдельным спискам.

Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно принял во внимание юридически значимые обстоятельства – соответствие акта обследования от 03.12.2010 и заключения межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда района №... от 06.12.2010 о пригодности для постоянного проживания жилого дома <адрес> требованиям вышеуказанного Положения, отсутствие нарушений установленной законом процедуры проведения обследования жилого помещения и принятия заключения, пропуск представителем истца трехмесячного срока для обращения в суд с требованием об оспаривании данного заключения; обеспеченность истицы общей площадью жилого помещения, признанного пригодным для проживания, более учетной нормы.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, которым в решении суда по настоящему делу дана надлежащая правовая оценка.

При данных обстоятельствах решение суда является правомерным, оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

заочное решение Никольского районного суда от 25 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Баданиной А.В. по доверенности Наволоцкого Н.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200