Кассационное определение № 33-3034 от 01 июля 2011 года



Судья Беляева В.В.

№ 33-3034/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

01 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Теплова И.П., Чистяковой Н.М.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Кобылиной В.А. на решение Верховажского районного суда от 16 мая 2011 года, которым Кобылиной В.А. отказано в заявленных требованиях о признании незаконным постановления главы Олюшинского сельского поселения №... от 22.04.2011 года об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., судебная коллегия

установила:

Кобылина В.А. обратилась 06.05.2011 в суд с заявлением об оспаривании постановления главы Олюшинского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области от 22.04.2011 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в обоснование которого указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в неблагоустроенном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности. В доме нет центрального отопления, какие-либо удобства отсутствуют, другого жилья не имеет.

Просила суд отменить указанное постановление должностного лица сельского поселения, поставить ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании истец Кобылина В.А. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика глава Олюшинского сельского поселения Лысакова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку истица обеспечена общей площадью занимаемого жилого помещения свыше учетной нормы, установленной в данном сельском поселении (52,6 кв.м и 10,8 кв.м).

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Кобылина В.А. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на доводы, изложенные ею в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, не нашла оснований для отмены решения суда.

Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют требованиям действующего законодательства.

Из материалов дела усматривается, что Кобылина В.А.,<ДАТА> года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, собственником жилого дома (год постройки 1957), расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 52,6 кв.м, жилой 43,4 кв.м, износ дома составляет 51%.

Постановлением Главы Олюшинского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области от 22.04.2011 №..., Кобылиной В.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Кобылина В.А. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

В соответствии с требованиями п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно вышеуказанным нормам закона члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета независимо от их имущественного положения. Данные обязательства являются расходными обязательствами федерального бюджета, которые переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей второй Закона Вологодской области от 06.04.2009 №1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены указанными государственными полномочиями по обеспечению жильем данной категории граждан за счет средств федерального бюджета, которые ими осуществляются на основании положений Закона Вологодской области от 29.06.2005 №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан».

В целях реализации указанных полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов на основании списков, составленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, ведущими учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, формируют сводные по району списки граждан указанной категории и в срок до 15 февраля планируемого года представляют указанные списки в департамент труда и социального развития области (п.1.3 Порядка регулирования некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной федеральным законом «О ветеранах», в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области № 49 от 29.01.2010 «О регулировании некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной федеральным законом «О ветеранах», в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»).

Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, правомерно принял во внимание следующие обстоятельства: Кобылина В.А. является собственником жилого помещения, обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 43,4 кв.м (проживает в указанном доме одна), что превышает учетную норму для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Олюшинскому сельскому поселению, которая составляет 10,8 кв.м общей площади на одного человека.

Ссылка в кассационной жалобы на не благоустроенность жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является несостоятельной.

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание жилого помещения, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 8 указанного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В п. 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании акта обследования жилого помещения от 08.04.2011 межведомственная комиссия приняла заключение от 08.04.2011 №... о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для проживания.

Следовательно, вывод суда об отсутствии оснований для постановки Кобылиной В.А., как вдовы участника Великой отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, является обоснованным.

При данных обстоятельствах решение суда является правомерным, оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верховажского районного суда от 16 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кобылиной В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200