Судья Беляева В.В. № 33-3033/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 01 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Теплова И.П., Чистяковой Н.М., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Лысковой Н.И. на решение Верховажского районного суда от 12 мая 2011 года, которым Лысковой Н.И. отказано в заявленных требованиях о признании незаконным постановления администрации Олюшинского сельского поселения №... от <ДАТА> «Об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Лысковой Н.И. по доверенности Климовской Е.Г., судебная коллегия установила: Лыскова Н.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в деревянном доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности. Постановлением администрации Олюшинского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области №... от <ДАТА> Лысковой Н.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Основанием для отказа послужило то, что размер занимаемой площади жилого помещения превышает учетную норму площади по Олюшинскому сельскому поселению, который составляет 10,8 кв.м. на 1 человека. 04 мая 2011 года Лыскова Н.И. обратилась в суд с иском к администрации Олюшинского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области об отмене указанного постановления администрации Олюшинского сельского поселения и возложении обязанности о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Требования мотивировала тем, что проживает одна в деревянном, неблагоустроенном доме, ... года постройки, имеющим печное отопление, водоснабжение в котором отсутствует. В силу преклонного возраста проживать в таких условиях не может. Полагала, что имеет право на получение благоустроенного жилого помещения, отказ администрации Олюшинского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области является незаконным. В судебное заседание истец Лыскова Н.И. не явилась, ее представитель Климовская Е.Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить. Представитель администрации Олюшинского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области Лыскова А.В. иск не признала. В возражении указала на отсутствие правовых оснований для постановки Лысковой Н.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе Лыскова Н.И. ставит вопрос об отмене решения суда, в обоснование указывает на прежние доводы, изложенные ею в исковом заявлении. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. Отказывая Лысковой Н.И. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления администрации Олюшинского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области №... от <ДАТА> «Об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания ее нуждающейся в жилье. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства. В соответствии с пунктами 2,3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, либо проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Как следует из материалов дела, Лыскова Н.И. проживает в принадлежащем ей на праве собственности доме, расположенном по адресу: <адрес>. Общая площадь жилого помещения составляет ... кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленной по Олюшинскому сельскому поселению в размере 10,8 кв.м. на 1 человека. Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В соответствии с пунктом 8 указанного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Согласно заключению межведомственной комиссии №... от <ДАТА>, составленному на основании акта межведомственной комиссии, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в собственности Лысковой Н.И., признано пригодным для постоянного проживания, износ дома составляет ... % (л.д. 24, 25). Следовательно, вывод суда о правомерности отказа администрации Олюшинского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области от <ДАТА> в принятии Лысковой Н.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является правильным. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит. Доводы Лысковой Н.И. и ее представителя в обоснование нуждаемости в жилье о том, что Лыскова Н.И. проживает в неблагоустроенном жилом доме, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными, поскольку данный факт основанием для постановки на учет в соответствии с действующим законодательством не является. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Верховажского районного суда от 12 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лысковой Н.И. – без удовлетворения. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: И.П. Теплов Н.М. Чистякова