Судья Назаров И.А. № 33-3160/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 08 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Жаворонковой В.А., судей Игошевой Г.Н., Чернышовой Н.Э., при секретаре Михайловой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Пятовское» на решение Тотемского районного суда от 07 июня 2011 года, которым удовлетворены требования прокурора Тотемского района. На администрацию муниципального образования «Пятовское» возложена обязанность устранить немедленно после вступления данного решения суда в законную силу следующие нарушения правил пожарной безопасности: - у источников противопожарного водоснабжения (...) обустроить площадки с твердым покрытием размером ... метров для установки пожарных автомобилей; -у источников противопожарного водоснабжения (...) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели; -разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования; -выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности) в д...; -обеспечить наличие средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; -обеспечить наличие переносной мотопомпы для целей пожаротушения в д...; -провести обучение населения мерам пожарной безопасности. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., судебная коллегия установила: прокурор Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Пятовское» об устранении нарушения правил пожарной безопасности. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности лесов и населенных пунктов, в ходе которой установлены нарушения требований пожарной безопасности. Просил возложить на администрацию обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - у источников противопожарного водоснабжения (...) обустроить площадки с твердым покрытием размером ... метров для установки пожарных автомобилей; - у источников противопожарного водоснабжения (...) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели; - разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования; - выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности) в ...; - обеспечить наличие средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить наличие переносной мотопомпы для целей пожаротушения в ...; - провести обучение населения мерам пожарной безопасности. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, уточнил исковые требования и отказался от требований в части возложения обязанностей на администрацию муниципального образования «Пятовское» по обустройству у источников противопожарного водоснабжения ... и ... площадок с твердым покрытием размером ... метров для установки пожарных автомобилей, установки рядом с ними и по направлению движения к ним соответствующих указателей: выполнении мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения в ... и ...; обеспечения наличия переносной мотопомпы для целей пожаротушения в ... и .... Остальные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Пятовское» по доверенности Буторов Ю.М. признал уточненные исковые требования в части, не согласился с возложением обязанности на администрацию обустройства у источников противопожарного водоснабжения площадок с твердым покрытием размером ... метров для установки пожарных автомобилей в ...; выполнении мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения данных населенных пунктов; разработки плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования. Доказательств нахождения населенных пунктов в лесных массивах, прокурором не представлено. В представленном отзыве на исковое заявление Глава муниципального образования «Пятовское» Горчагов В.В. просил отказать в удовлетворении требований об обустройстве площадок с твердым покрытием 12x12 метров у источников противопожарного водоснабжения и в выполнении мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности). Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе администрацией муниципального образования «Пятовское» поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности, указано, что прокурором не представлено доказательств невыполнения ответчиком предписания №..., В исковом заявлении не указаны сведения об объектах, предусмотренных пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, об их местоположении относительно естественных или искусственных водоисточников, а также сведения о территориях таких объектов и их правообладателях. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. Как следует из материалов дела, 14 апреля 2011 года инспектором отдела надзорной деятельности по Тотемскому району ГУ МЧС России по Вологодской области Т.М.В. проверены населенные пункты муниципального образования «Пятовское»: .... В ходе проверки выявлены нарушения правил пожарной безопасности. 27 апреля 2011 года Главе муниципального образования Пятовское Горчагову В.В. выдано предписание №..., в котором установлен срок для устранения выявленных нарушений - до 01 июня 2011 года. Постановлением инспектора отдела надзорной деятельности Т.М.В. от 27 апреля 2011 года №... о назначении административного наказания Глава администрации муниципального образования «Пятовское» Горчагов В.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа за нарушения правил пожарной безопасности. На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 9 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 указанного закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. В силу статьи 10 приведенного выше закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Статьей 62 указанного закона установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом. Согласно статье 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 90 которых у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 94 этих Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Установив в ходе судебного разбирательства факт неисполнения ответчиком требований указанных выше правовых актов в сфере пожарной безопасности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Тотемского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, и обоснованно возложил на ответчика обязанность по устранению отмеченных нарушений требований пожарной безопасности при содержании пожарных водоемов на территории муниципального образования «Пятовское». Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую по исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств не имеется, поэтому кассационная жалоба не может быть удовлетворена. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Тотемского районного суда от 07 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Пятовское» - без удовлетворения. Председательствующий: В.А.Жаворонкова Судьи: Г.Н.Игошева Н.Э.Чернышова