кассационное определение № 33-3129 от 06 июля 2011 года



Судья Берсенева Т.В.

№ 33-3129 /2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

08 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Билевой Л.И., Г.А. Охапкиной Г.А.

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Кичменгско-Городецком районе Вологодской области на решение Кичменгско-Городецкого районного суда от 07 июня 2011 года, которым решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Кичменгско-Городецком районе Вологодской области от 20 мая 2011 года №... в отношении Суворовой Т.М. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в российской Федерации» признано недействительным, не порождающим правовых последствий в части.

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кичменгско-Городецком районе обязано зачесть в медицинский стаж Суворовой Т.М.:

в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца следующие периоды:

отпусков по беременности и родам (декретные отпуска) с <ДАТА> по <ДАТА> (04 месяца 18 дней) и с <ДАТА> по <ДАТА> (05 месяцев 25 дней),

отпуска по уходу за ребёнком до 1, 5 лет с <ДАТА> по <ДАТА> (01 год 05 месяцев 0 дней),

в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периода работы в качестве медицинской сестры - анестезиста в палате интенсивной терапии и реанимации (04 года 07 месяцев 21 день),

календарно период нахождения на курсах повышения квалификации с <ДАТА> по <ДАТА> (02 месяца 23 дня).

ГУ - Управление Пенсионного фонда в Кичменгско-Городецком районе обязано назначить Суворовой Т.М. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 18 мая 2011 года.

В остальной части иска Суворовой Т.М. отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., объяснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда в Кичменгско-Городецком районе по доверенности Горбачевой С.А., судебная коллегия

установила:

решением ГУ - Управление Пенсионного фонда в Кичменгско-Городецком районе №... от 20 мая 2011 года Суворовой Т.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж пенсионным органом определен в 23 года 04 месяца 18 дней.

Не согласившись с данным решением, Суворова Т.М. обратилась в суд с иском о назначении досрочной пенсии.

В обоснование требований указала, что не согласна с решением пенсионного органа в части: исключения из ее специального стажа периодов: нахождения на курсах повышения квалификации с <ДАТА> по <ДАТА> (02 месяца 23 дня), периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с <ДАТА> по <ДАТА> (02 месяца 22 дня);

исчисления в календарном порядке её отпусков: по беременности и родам (декретные отпуска) с <ДАТА> по <ДАТА> (03 месяца 20 дней) и с <ДАТА> по <ДАТА> (04 месяца 20 дней); отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет с <ДАТА> по <ДАТА> ( 1 год 01 месяц 18 дней), периода работы в качестве медицинской сестры ­- анестезиста в палате интенсивной терапии и реанимации (03 года 01 месяц 04 дня).

Просила суд признать решение Пенсионного фонда недействительным, обязать ответчика зачесть в специальный стаж в календарном исчислении - курсы повышения квалификации и в льготном исчислении отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, период работы в качестве медицинской сестры - анестезиста в палате интенсивной терапии и реанимации и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением, то есть с 18 мая 2011 года.

Суворова Т.М. в судебном заседании требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кичменгско -Городецком районе Китаева Н.Н. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении его отказать. Суду пояснила, что все спорные периоды засчитаны истице в календарном порядке правомерно. Период работы с 15.04.2008 по 18.05.2011 в качестве медицинской сестры – анестезиста в палате интенсивной терапии и реанимации засчитан так же календарно, поскольку в ходе документальной проверки установлено, что истец выполняла работы, которые не соответствуют должностным обязанностям по должности «медицинская сестра – анестезист», предусмотренные Единым Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кичменгско-Городецком районе поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. В обоснование приводит прежние доводы.

В возражениях на жалобу Суворова Т.М. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.

Разрешая спор, суд правильно указал, что в соответствии с п.п.20 п. 1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ право на досрочное назначение пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы считать за один год и 6 месяцев. Данное постановление утратило силу 12.11.2002 года.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, поименована должность «медицинская сестра-анестезист», а среди наименований учреждений указаны больницы всех наименований, центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (консультативно-диагностические).

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случая применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Учитывая, что Суворова Т.М. в период с 15.04.2008 по 18.05.2011 занималась медицинской деятельностью, работала в должности медсестры-анестезиста, была занята полный рабочий день, на полную ставку, суд обоснованно пришел к выводу о включении указанного периода в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении как 1 год работы - 1 год 6 месяцев.

Доводы кассационной жалобы ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кичменгско-Городецком районе о том, что обязанности истицы по должностной инструкции не совпадают с обязанностями, указанными в ЕКТС, лишены оснований, поскольку правомерность внесения в трудовую книжку истицы записей о работе ее в должности медицинской сестры-анестезиста никем не оспорена, недействительной не признана. Основным документом при установлении права на пенсию является трудовая книжка.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Поэтому правомерным является вывод суда и в части включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периода обучения истицы на курсах повышения квалификации. Кроме того, согласно ст. 187 ТК Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).

Из материалов дела следует, что Суворова Т.М. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11 декабря 1990 года по 28 января 1992 года.

Поскольку периоды отпуска истицы по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до полутора лет имели место до 6 октября 1992 г., на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы, суд первой инстанции обоснованно включил их в специальный стаж в льготном исчислении.

Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, перечисленных в статье 362 ГПК Российской Федерации, не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кичменгско-Городецкого районного суда от 07 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кичменгско-Городецком районе Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н. Бочкарева

Судьи: Л.И. Билева

Г.А. Охапкина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200