Кассационное определение № 33-3552 от 29 июля 2011 года



Судья Губина Е.Л.

№ 33-3552/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

29 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Аганесовой О.Б.,

судей Чистяковой Н.М., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Изотовой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Шекснинского района на решение Вологодского городского суда от 26 мая 2011 года, которым

прокурору Шекснинского района в исковых требованиях к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области о понуждении разработать проект организации дорожного движения, схему дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильную дорогу регионально или межмуниципального значения «Шексна-Сизьма», согласовать и утвердить данные проекты в установленном законом порядке - отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Аганесовой О.Б., объяснения прокурора Ивановой Н.Ю., поддержавшей кассационное представление, представителя ОМВД по Шекснинскому району Забалуева А.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Шекснинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области о понуждении к устранению выявленных нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки на автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения «Шексна - Сизьма» выявлены нарушения требований закона со стороны Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» установлены работы по содержанию автомобильных дорог, в число которых входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов. До настоящего времени проект организации дорожного движения, схема дислокации дорожных знаков и разметки на вышеуказанной автомобильной дороге отсутствуют, в связи с чем нарушаются гарантированные государством права граждан на безопасные условия движения.

Кроме того, в связи с отсутствием вышеуказанной документации ОГИБДД ОВД по Шекснинскому району не имеет возможности в полной мере осуществлять контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения на данной дороге.

Просит возложить на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области обязанность в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект организации дорожного движения, схему дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильную дорогу регионального или межмуниципального значения «Шексна-Сизьма», согласовать и утвердить данные проекты в установленном законом порядке.

В судебном заседании заместитель прокурора Шекснинского района Вологодской области Онофрей Е.Л. требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила, что в настоящее время существуют другие ГОСТы, интенсивность дорожного периода в июле 2010 года на определенный километр превышает 1 тысячу автомобилей в сутки. Отсутствие барьерного ограждения повлекло дорожно-транспортное происшествие. Кроме того, данная дорога является местом концентрации ДТП. Дислокация устарела, не соответствует новым ГОСТам, требуется разработка новой документации.

Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области по доверенности Алалыкина Е.Н. заявленные требования не признала. Пояснила, что работы по разработке проекта дорожного движения входят в перечень работ по содержанию дорог. Дислокация от 1994 года действует, никем не отменена. Принятие новых ГОСТов не влечет за собой недействительность дислокации, выполненной по старым стандартам. Совместное письмо МВД Российской Федерации и Федерального дорожного агентства о порядке разработки и утверждения проекта организации дорожного движения носит рекомендательный характер.

Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области по доверенности Гузилов Н.П. требования не признал, указал, что дорожная разметка на автодороге Шексна-Сизьма была скорректирована и согласована с ГИБДД в 2003 году. Мест концентрации ДТП на данном участке нет, что подтверждается письмом от 15 марта 2011 года начальника УГИБДД УВД по ВО. Разметка полностью соответствует дорожным знакам. Согласно письму главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации, изменения в действующие схемы разметки автомобильных дорог вносятся прежде всего на участках с тремя полосами движения.

Представитель третьего лица ОВД по Шекснинскому району в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Судом принято приведенное решение.

В кассационном представлении прокурор Шекснинского района считает решение незаконным, просит его отменить. Указывает на правомерность заявленных требований.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

В статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения. Первые три из них представляют собой переложение соответствующих конституционных норм в сферу регулирования обеспечения безопасности дорожного движения: в статье 2 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; статья 18 Конституции (одна из статей, открывающих гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина") указывает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; согласно части 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Четвертый из названных в статье основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения - реализован в положениях ст. 10 Закона, посвященных программам обеспечения безопасности дорожного движения. В пункте 1 указанной статьи предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

В статье 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены общие критерии (принципы) классификации автомобильных дорог в зависимости от их значения, вида разрешенного использования, условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств, транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств. Деление и описание автомобильных дорог в зависимости от формы собственности вынесено в статью 6. Основным критерием отнесения автомобильной дороги к тому или иному уровню собственности является включение или невключение ее в соответствующий федеральный или региональный перечень. Наличие перечней автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального и местного значения, утверждаемых соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства Вологодской области от 08 апреля 2005 года № 369 «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся на территории области» (с последующими изменениями и дополнениями) в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (приложение 26) включена автодорога «Шексна- Сизьма» с идентификационным номером 19-258 ОПМЗ 19Н-100.

Статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в которые входит деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Органом исполнительной государственной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере осуществления дорожной деятельности и транспортного обслуживания населения Вологодской области, является Департамент дорожного хозяйства и транспорта в Вологодской области. (Постановление Правительства области от 30 июня 2009 года № 1006).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них", в п. 15 раздела 1У которой указаны работы по разработке проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.

Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Шекснинского района о возложении на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области обязанностей по разработке проекта организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильную дорогу регионального и межмуниципального значения «Шексна-Сизьма», согласованию и утверждению данных проектов в установленном законом порядке.

Судом правомерно принято во внимание, что дислокация дорожных знаков на автодороге Шексна - Сизьма - Сыромяткино участок Шексна - Сизьма утверждена в 1994 году, в 2003 году проведена корректировка дорожной разметки и согласована со службой ОД и ДИ ГИБДД УВД ВО. В соответствии с данной дислокацией дорожные знаки на автодороге установлены в полном объеме. Нормативно-правовых документов, подтверждающих неправомерность либо недействительность данной дислокации дорожных знаков, не представлено. Кроме того, принятие новых ГОСТов не влечет за собой недействительность утвержденной ранее дислокации дорожных знаков.

Из справки начальника ОГИБДД ОВД по Шекснинскому району от 31 марта 2011 года усматривается, что основными причинами дорожно-транспортного происшествия на данной автодороге являются дорожные условия, гололед, снежный накат, погодные условия, а не отсутствие дорожной разметки либо дорожных знаков. Иных доказательств прокуратурой Шекснинского района, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Доводы кассационного представления об отсутствии мотивации в решении суда отказа в удовлетворении требований прокурора в части понуждения ответчика разработать проект организации дорожного движения по спорной автодороге не могут служить основанием к отмене решения.

Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах изложен в письме Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федерального дорожного агенства от августа 2006 года, из которого следует, что разработка проектов организации дорожного движения осуществляется по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожных знаков и схем горизонтальной дорожной разметки.

Данных о завершении таких сроков суду представлено не было.

Кроме того, постановлением Правительства Вологодской области от 17 декабря 2010 года № 1484 утверждены Правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Вологодской области ( далее –Правила), согласно п.6 которых проекты или сметные расчеты на ремонт автомобильных дорог разрабатываются в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года.

Предусмотрено также в случае недостаточности средств областного бюджета на очередной финансовый год, необходимых для содержания автомобильных дорог, совершение Департаментом действий по разработке сметных расчетов, в которых определяются виды и периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог с учетом приоритетов, в том числе проведение работ, влияющих на безопасность дорожного движения и другие ( п.п.8,9).

Разработка же проекта организации дорожного движения в разделе 1У упомянутой Классификации работ по содержанию автомобильных дорог относится к прочим работам по содержанию дорог.

По сообщению Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области все обращения ОГИБДД о необходимости установления дорожных знаков в местах концентрации ДТП Департаментом рассматриваются и безотлагательно выполняются.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 26 мая 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Шекснинского района - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200