Судья Задворная Л.Л. № 33-3436 /2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 22 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Билевой Л.И., Беляковой В.Н., при секретаре Яркиной К.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Юричева Е.Н. на решение Вологодского городского суда от 20 мая 2011 года, которым ему отказано в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., судебная коллегия установила: Юричев Е.Н. обратился в суд с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Вологодская городская поликлиника №...» о взыскании денежных средств. Требования мотивировал тем, что <ДАТА> в городской поликлинике №... ему было назначено 5 уколов и физиопродцедуры. В аптечном киоске ПК «Антей» он приобрел 5 одноразовых шприцов и 5 ампул с лекарством на сумму ... рублей. Главный врач поликлиники №... Сиротин Е.А. на его обращение пояснил, что при оказании амбулаторно-поликлинической помощи пациенты обязаны за свой счет приобретать лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с Постановлением Законодательного собрания Вологодской области от 25.11.2009 № 847 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Вологодской области на 2010 год». Полагал, что амбулаторно-поликлиническая помощь должна оказываться населению бесплатно, поскольку в приложении 3 Программы приведен перечень лекарств, предоставляемых бесплатно, а также там же указаны шприцы, иглы, которые предоставляются бесплатно. <ДАТА> он обратился с претензией к главному врачу поликлиники по этому поводу, а также просил сообщить информацию о сумме незаконно полученных средств от населения за амбулаторно - поликлинические услуги за 2008 - 2009 годы и 10 месяцев 2010 года; запросил указания и распоряжения Администрации г. Вологды о взимании платы за лекарственные препараты и изделия медицинского назначения. Ответом на указанное письмо от <ДАТА> не удовлетворен. Просил суд признать незаконными действия администрации поликлиники №... г. Вологды о понуждении пациентов приобретать за свой счет при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также взыскать с ответчика за медицинскую услугу ... рублей, сумму морального вреда в размере ... рублей. За непредставление запрошенной в претензионном письме от <ДАТА> информации наложить на главного врача поликлиники №... г.Вологды административный штраф в соответствии со ст. 5.39 КоАП РФ. В судебном заседании, состоявшемся <ДАТА>, истец свои требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Ранее в судебном заседании, состоявшемся <ДАТА>, пояснил, что ему не была оказана бесплатная медицинская помощь, пришлось самостоятельно покупать шприцы и лекарство на сумму ... рублей. Незаконные действия администрации поликлиники №... выразились в ответе главного врача Сиротина Е.А. на претензионное письмо истца, подтвердившее, что он должен самостоятельно приобретать шприцы и лекарство по назначению врача. Представитель ответчика - МУЗ «Вологодская городская поликлиника №...» - по доверенности Золотова О.Н. исковые требования не признала. Суду пояснила, что истцу при обращении в поликлинику была бесплатно оказана медицинская помощь, он был осмотрен врачом общей практики, получил необходимые рекомендации по лечению, назначены физиопроцедуры и инъекции, проводимые процедурной медсестрой. Согласно постановлению Правительства РФ №811 от 02.10.2009 истцу была предоставлена бесплатная медицинская помощь. Истец не относится к числу лиц, которым лекарственные средства предоставляются бесплатно, поэтому шприцы и лекарство он приобрел за свой счет. Противоправных действий со стороны поликлиники нет. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе Юричевым Е.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. Приводит доводы, на которые ссылался в суде и иске. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда. Как следует из материалов дела, Юричев Е.Н. <ДАТА> обратился за оказанием медицинской помощи в МУЗ «Вологодская городская поликлиника №...», где он был осмотрен врачом общей практики. Ему были даны рекомендации, назначены 5 уколов, физиопроцедуры, манипуляции, проводимые процедурной медицинской сестрой. Медицинская помощь была оказана бесплатно. За шприцы и лекарство он заплатил в аптечном киоске поликлиники ... рублей. Полагая, что амбулаторно-поликлиническая помощь в виде шприцов должна оказываться населению бесплатно, Юричев Е.Н. обратился в суд. Разрешая спор, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Так, отношения в области охраны здоровья граждан регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (с последующими изменениями), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76). Статьей 5 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» установлены полномочия федеральных органов государственной власти по установлению стандартов медицинской помощи, стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием и других федеральных стандартов в сфере здравоохранения (п. 13), разработке и утверждению программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования (п. 16). Статьей 6 предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (п. 4), а также установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи (п. 7) При этом органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право на установление региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Согласно положениям ст. 20 и 20.1 гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования. Ежегодно Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2009 г. № 811, закреплено, что территориальная программа включает в себя перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен (абз. 13 раз. II). При этом в разд. III программы отражено, что такие лекарственные средства предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского характера отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой. Таким образом, федеральными нормами установлено, что территориальные программы должны включать в себя Перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского характера отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средств отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен. Как правильно указал в своем решении суд, в соответствии с разделом II Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 года № 811, в рамках Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь; скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Вологодской области на 2010 год утверждена постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 25.11.2009 года (в редакции от 30.06.2010). При этом пунктом 4 части 1 раздела I Программы утверждены перечни лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов для оказания стационарной, скорой, неотложной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе, перечни лекарственных средств, расходных материалов, дезинфицирующих препаратов, используемых для оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях, среди которых отсутствуют шприцы. Поэтому, учитывая, что Юричев Е.Н. не относится ни к одной категории граждан, указанных в ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи», имеющих право на получение государственной социальной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, требование администрации поликлиники №... города Вологды приобретать за свой счет при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи лекарственные средства и изделия медицинского назначения является законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы о необходимости применения в данной ситуации пункта 4 Приложения № 3 к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Вологодской области лишены оснований, поскольку с 30.06.2010 года утверждена новая редакция Программы, на которую и ссылался в своем решении суд. Поскольку обращение Юричева Е.Н. за медицинской помощью имело место в ноябре 2010 года, оснований применения редакции от 2009 года нет. Отсутствуют правовые основания и для удовлетворения остальных требований, поскольку, как то отражено в решении, вопросы административной ответственности решаются в ином судебном порядке. В данном случае обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, перечисленных в статье 362 ГПК Российской Федерации, не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 20 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Юричева Е.Н. - без удовлетворения. Председательствующий: И.Н. Бочкарева Судьи: Л.И. Билева В.Н. Белякова