Кассационное определение № 33-3542 от 29 июля 2011 года



Судья Соколова М.В.

№ 33-3542/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

29 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Игошевой Г.Н., Чернышовой Н.Э.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Межобластная больница №...» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области по доверенности Молевой Е.А. на решение Вологодского городского суда от 05 мая 2011 года, которым исковые требования Еремина С.В. удовлетворены.

Признан недействительным и не порождающим правовых последствий отказ и.о.начальника Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Межобластная больница №...» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области от 23 октября 2010 года в передаче заявления Еремина С.В. на рассмотрение жилищной комиссии учреждения.

На Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение «Межобластная больница №...» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области возложена обязанность рассмотреть заявление Еремина С.В. о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий на жилищной комиссии учреждения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения Еремина С.В., его представителя Чиликова Д.Б., судебная коллегия

установила:

Приказом Федеральной службы исполнения наказания Управления по Вологодской области №... от 29 марта 2010 года Еремин С.В. уволен 31 марта 2010 года из уголовно-исполнительной системы по статье 58 пункту «З» (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. На день увольнения выслуга лет Еремина С.В. составила 15 лет 1 месяц 7 дней (л.д. 8).

Письмом и.о.начальника Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Межобластная больница №...» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее – ФБЛПУ «Межобластная больница №...» УФСИН России по Вологодской области) от 23 марта 2010 года №... Еремину С.В. возвращено заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий со ссылкой на пункт 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность подачи заявлений о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления по месту жительства (л.д. 9).

Еремин С.В. обратился в суд к ФБЛПУ «Межобластная больница №...» УФСИН России по Вологодской области о включении в списки участников программы государственных жилищных сертификатов.

В обоснование требований указал, что на момент увольнения из уголовно-исполнительной системы он не был обеспечен жильем, в настоящее время проживает в квартире на условиях коммерческого найма и считает, что он имеет право участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Отказом в участии в подпрограмме и в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушаются его права и интересы.

Просил суд:

- признать незаконным и недействующим с момента издания отказ ФБЛПУ «Межобластная больница №...» УФСИН России по Вологодской области от 23 марта 2010 года №...;

- возложить на ответчика обязанность поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения;

- признать незаконным и недействующим с момента издания отказ ответчика от 14 апреля 2010 года о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»;

-возложить на ответчика обязанность включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Определением Вологодского городского суда от 21 декабря 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Вологды.

В судебном заседании Еремин С.В. и его представитель по доверенности Чиликов Д.Б. уточнили требования, просили признать незаконным и недействующим с момента издания отказ ФБЛПУ «Межобластная больница №...» УФСИН России по Вологодской области от 23 марта 2010 года №..., возложить на ответчика обязанность рассмотреть заявление Еремина С.В. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий на заседании жилищной комиссии учреждения.

Представитель ответчика ФБЛПУ «Межобластная больница №...» УФСИН России по Вологодской области по доверенности Молева Е.А. возразила против заявленных требований, указала, что постановка граждан на учет в качестве нуждающихся учреждением не осуществляется. Доказательств обращения Еремина С.В. с подобным заявлением в период прохождения службы до 01 марта 2005 года не представлено. Полагает, что оснований для рассмотрения заявления Еремина С.В. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.

Представитель третьего лица администрации г. Вологды о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве указал, что Еремин С.В. не состоит в администрации г.Вологды на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан-участников подпрограммы «государственные жилищные сертификаты», в связи с чем он имеет возможность получить сертификат по месту своей службы.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе представитель ФБЛПУ «Межобластная больница №...» УФСИН России по Вологодской области по доверенности Молева Е.А. просит решение суда отменить, указывает, что с 01 марта 2005 года отсутствуют правовые основания постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами уголовно-исполнительной системы по месту службы. Суд первой инстанции не учел факт отказа администрации г.Вологды в признании Еремина С.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Как следует из названия и содержания подпрограммы, она имела целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичную цель имеет и подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.

Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе", утвержденной Приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 287.

Судом установлено, что Еремин С.В. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы – Федеральном бюджетном лечебно-профилактическом учреждении «Межобластная больница №... ( далее - ФБЛПУ МБ-10 УФСИН России), откуда был уволен 31 марта 2010 года по пункту «З» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по ограниченному состоянию здоровья.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 вышеназванных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Пунктом 3 указанной Инструкции, утвержденной приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 287, также предусмотрены необходимые условия для участия в подпрограмме сотрудников уголовно-исполнительной системы: уволенные со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в которых они проходили службу.

Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, перечисленные в подпунктах «а»-«в» пункта 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагают следующие документы: справку об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Анализируя приведенные положения нормативных актов, суд правильно указал, что Еремин С.В. подпадает под категорию лиц, имеющих право на участие в подпрограмме.

Соответственно, для участия в подпрограмме необходимо представить документы об основании увольнения со службы, об общей продолжительности службы в календарном исчислении и подтвердить факт признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 2.1 Положения о жилищной комиссии ФБЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области предусмотрено, что к компетенции жилищной комиссии относится рассмотрение в месячный срок заявлений, жалоб сотрудников и пенсионеров данного учреждения с составлением мотивированного ответа и заключения.

Судом установлено, что до увольнения со службы 09 марта 2010 года истец обратился в ФБЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области с заявлением о включении его в списки нуждающихся в получении жилых помещений.

Факт отказа 23 марта 2010 года в передаче заявления на рассмотрение жилищной - бытовой комиссии учреждения нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Проанализировав обстоятельства дела с учетом приведенных в решении суда норм права суд первой инстанции обоснованно признал недействительным и не порождающим правовых последствий отказ ФБЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области от 23 октября 2010 года в передаче заявления Еремина С.В. на рассмотрение жилищной комиссии учреждения и возложил на ответчика обязанность рассмотреть заявление Еремина С.В. о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий на жилищной комиссии учреждения.

Решение суда не противоречить обстоятельствам дела и требованиям закона.

Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Ссылка в жалобе на отсутствие оснований для постановки истца на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах уголовно-исправительной системы по месту прохождения службы не может быть принята во внимание при разрешении настоящего спора, поскольку жилищно-бытовой комиссией учреждения заявление Еремина С.В. по существу не рассмотрено.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 05 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Межобластная больница №...» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий Г.А.Охапкина

Судьи Г.Н.Игошева

Н.Э.Чернышова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200