Кассационное определение № 33-3459/2011 от 03.08.2011



Судья Мещерякова Н.В.

№ 33-3459/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

3 августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Комитета социальной защиты населения Кадуйского муниципального района на решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 9 июня 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Землянкина А.И..

Признано незаконным решение Комитета социальной защиты населения Кадуйского муниципального района от <ДАТА> №... об отказе в назначении Землянкину А.И. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату содержания жилого помещения, отопления и освещения.

На Комитет социальной защиты населения Кадуйского муниципального района возложена обязанность назначить Землянкину А.И. ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату содержания жилого помещения, отопления и освещения с <ДАТА>.

Взысканы с Комитета социальной защиты населения Кадуйского муниципального района в пользу Землянкина А.И. расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., объяснения представителя Администрации Кадуйского муниципального района и Управления финансов Кадуйского муниципального района по доверенностям Бережного С.А., судебная коллегия

установила:

решением Комитета социальной защиты населения Кадуйского муниципального района от <ДАТА> №... Землянкину А.И. отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате содержания жилого помещения, отопления и освещения на основании подпункта 1.2. Решения муниципального собрания Кадуйского муниципального района от 26.05.2010 № 44 (л.д. 17).

Оспаривая правомерность принятого решения, Землянкин А.И. обратился в суд с иском к Администрации Кадуйского муниципального района, Комитету социальной защиты населения Кадуйского муниципального района об оспаривании указанного решения.

В обоснование требований указал, что проработал в сельской местности медицинским работником более 10 лет, в связи с чем имеет право на получение льгот по оплате содержания жилого помещения, отопления и освещения в соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 05.07.1968 № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу, а установление мер социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения передано в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Законом Вологодской области от 01.06.2005 № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее – Закон № 1285-ОЗ) истцу предоставлено право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг (пункт 9 части 1 статьи 1 Закона № 1285-ОЗ).

В период с 2005 по 2010 год ему предоставлялись льготы по оплате содержания жилого помещения, отопления и освещения. По состоянию на 31.12.2004 право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг имел, на пенсию вышел до 01.01.2005.

Просил суд возложить на Комитет социальной защиты населения Кадуйского муниципального района обязанность назначить ему ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату содержания жилого помещения, отопления и освещения.

В судебном заседании 23.05.2011, 08.06.2011 Землянкин А.И. и его представитель по ордеру Лукьянченко С.В. увеличили размер требований, окончательно просили признать незаконным отказ Комитета социальной защиты населения Кадуйского муниципального района в предоставлении Землянкину А.И. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату содержания жилого помещения, отопления и освещения (л.д. 57 оборот), назначить ежемесячную компенсацию на оплату содержания жилого помещения, отопления и освещения с <ДАТА>, взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей (л.д. 79). В остальном требования оставили без изменения.

Определением Кадуйского районного суда Вологодской области от 23.05.2011 Администрация Кадуйского муниципального района исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица (л.д. 58).

Определением Кадуйского районного суда Вологодской области от 23.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Кадуйский муниципальный район в лице Управления финансов Кадуйского муниципального района (л.д. 59).

Представитель ответчика Комитета социальной защиты населения Кадуйского муниципального района по доверенности Елисеева А.А. требования не признала, указав, что Землянкин А.И. на дату 31.12.2004 льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг не пользовался, в связи с чем оснований для назначения выплат с <ДАТА> не имеется. Пояснила суду, что до <ДАТА> Землянкин А.И. получал ежемесячную компенсацию на оплату содержания жилого помещения, отопления и освещения, поскольку до этого времени выплата льгот не носила заявительный характер.

Представитель третьих лиц Администрации Кадуйского муниципального района и Управления финансов Кадуйского муниципального района по доверенностям Бережной С.А. требования не признал. Указал, что истцом не представлено доказательств наличия у него 10-летнего стажа работы в муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности, в связи с чем получателем льготы на оплату содержания жилого помещения, отопления и освещения являться он не может. Ранее данные льготы предоставлялись Землянкину А.И. незаконно.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Комитетом социальной защиты населения Кадуйского муниципального района поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указано, что судом первой инстанции неправильно применены положения пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 1285-ОЗ, действие которых не распространяется на спорные правоотношения. Необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что не факт, а потенциальное право является основой для предоставления льготы без соблюдения остальных обязательных условий. Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание, что правомерность пользования Землянкиным А.И. льготами с 01.09.2005 по 31.12.2010 фактически оспорена отказом Комитета в предоставлении льготы.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Землянкина А.И. по ордеру Лукьянченко С.В. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, полагает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Пунктом 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть 5), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть 6).

В силу пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 1285-ОЗ право на меры социальной поддержки имеют лица, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе медицинские работники областных государственных и муниципальных учреждений образования, областных государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства, а также пенсионеры из числа указанных лиц, проработавшие в учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства, ветеринарной службы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 1 января 2005 года) они имели право на предоставление мер социальной поддержки.

Судом установлено, что Землянкин А.И. является получателем пенсии по старости с <ДАТА>, при этом в его медицинский стаж включены периоды работы в сельской местности в государственных и муниципальных медицинских учреждениях: с <ДАТА> по <ДАТА> – в Б. районной больнице <адрес>, с <ДАТА> по <ДАТА> и с <ДАТА> по <ДАТА> в С. районной больнице <адрес>, которые составляют более 10 лет. Также Землянкин А.И. проживал и проживает в сельской местности. Кроме того, в период с 01.09.2005 по 31.12.2010 пользовался мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения).

Суд первой инстанции, учитывая данные обстоятельства, пришел к правильному выводу, что на момент выхода на пенсию Землянкин А.И. (после 1 января 2005 года) имел право на предоставление мер социальной поддержки, при этом соблюдены все условия, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 1 Закона № 1285-ОЗ, поэтому ссылка в жалобе на неправильное применение судом первой инстанции данной нормы закона, признается судебной коллегией необоснованной.

Лишение Землянкина А.И. предоставленных и получаемых им ранее мер социальной поддержки правомерно признано судом незаконным.

Разрешая спор, суд первой инстанции, принял во внимание позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 07.02.2008 № 383-О-П, согласно которой изменение законодательства не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты, учитывая, что Землянкин А.И. по состоянию на 01.01.2005 хотя и не пользовался, но имел право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 9 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета социальной защиты населения Кадуйского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий И.Н. Бочкарева

Судьи В.Н. Белякова

Л.И. Билева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200