Кассационное определение № 33-3408/2011 от 27.07.2011



Судья Киселев А.В.

№ 33-3408/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

27 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Караван С.В. на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 20 июня 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Караван С.В. к управлению социальной защиты населения администрации Великоустюгского муниципального района о признании незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг и признании за ней права на бесплатную квартиру с отоплением и освещением.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., объяснения Караван С.В., судебная коллегия

установила:

решением Управления социальной защиты населения администрации Великоустюгского муниципального района от <ДАТА> Караван С.В. отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг на том основании, что она не относится к лицам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), указанным в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 01.06.2005 № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее – Закон № 1285-ОЗ) (л.д. 8).

Оспаривая правомерность принятого решения, Караван С.В. обратилась в суд с иском, просила признать за ней право на меры социальной поддержки в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения как пенсионеру-педагогу, отработавшему в сельской местности более 10 лет и обладающему таким право на момент выхода на пенсию.

Требования мотивировала тем, что в течение 17 лет работала педагогом в сельской местности до выхода на пенсию <ДАТА>, в связи с чем ей должна быть предоставлена льгота, предусмотренная пунктом 9 части 1 статьи 1 Закона № 1285-ОЗ. Полагала, что Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), реализация которого возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не отменяет и не ограничивает ее право на предоставление льгот, гарантированных Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании»).

Воспользовавшись правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Караван С.В. 13.05.2011 представила заявление об увеличении размера исковых требований, просила признать незаконным и не порождающим правовых последствий решение Управления социальной защиты населения администрации Великоустюгского муниципального района от <ДАТА> об отказе в выплате ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (л.д. 37). В остальной части требования оставила без изменения.

В судебном заседании Караван С.В. требования просила удовлетворить. Пояснила суду, что с <ДАТА> является получателем пенсии. Во время работы в школе ей предоставлялась мера социальной поддержки в виде бесплатной квартиры с отоплением и освещением, ежемесячной денежной компенсации расходов на отопление и освещение.

Представители Управления социальной защиты населения администрации Великоустюгского муниципального района по доверенностям Селина И.Н. и Черняева Т.Н. требования не признали по мотивам, изложенным в оспариваемом решении управления и отзыве на исковое заявление (л.д. 30-31), в котором указано, что Караван С.В. на момент назначения пенсии и в настоящее время проживает в г. Великий Устюг, в связи с чем не имела и не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона № 1285-ОЗ как пенсионер-педагог. Пояснили, что документов, подтверждающих пользование Караван С.В. квартирой на безвозмездной основе с отоплением и освещением в период ее работы педагогом в сельской местности, не имеется.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Караван С.В. просит решение суда отменить по мотиву неправильного применения судом норм материального права, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что она более 10 лет работала учителем в сельской школе, последние три года перед назначением пенсии <ДАТА> работала в Г. средней школе, расположенной в сельской местности, проживая при этом в близлежащем г. Великий Устюг. Считает, что судом не учтено, что она получала указанные льготы на протяжении длительного времени, имеются вступившие в законную силу решения судов, а также судом проигнорировано определение Верховного Суда РФ от 02.02.2011, которым установлено ее право на получение данных льгот.

В возражениях на кассационную жалобу Управление социальной защиты населения администрации Великоустюгского муниципального района просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, полагает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии с подпунктами «е», «ж» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации были внесены изменения и дополнения в различные законодательные акты, в том числе в те, которые предоставляли льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям квалифицированных работников, работающих и проживающих в сельской местности, в частности, в статью 55 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с данными изменениями и дополнениями установление мер социальной поддержки этим категориям квалифицированных работников было отнесено к полномочиям субъектов РФ и право устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, было предоставлено субъекту РФ.

В силу абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

По смыслу вышеприведенной нормы Закона РФ «Об образовании», право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предоставлено лишь педагогическим работникам, работающим в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, и проживающим в жилом помещении, расположенном в сельской местности.

Норм, которые предоставляли бы такое право педагогам, работающим в сельских образовательных учреждениях, но проживающим в городе, действующее федеральное законодательство не содержит.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» принят Закон Вологодской области от 01.06.2005 № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее – Закон № 1285-ОЗ), который установил для указанных категорий граждан меры социальной поддержки в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 1 Закона № 1285-ОЗ право на меры социальной поддержки имеют лица, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе педагогические работники областных государственных и муниципальных учреждений образования, областных государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства, а также пенсионеры из числа указанных лиц, проработавшие в учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства, ветеринарной службы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 1 января 2005 года) они имели право на предоставление мер социальной поддержки. Данная норма закона определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.1011 признана не противоречащей федеральному законодательству и не нарушающей права Караван С.В.

Как установлено судом первой инстанции, Караван С.В. более 10 лет проработала педагогом в сельской местности, последние три года перед выходом на пенсию <ДАТА> осуществляла педагогическую деятельность в Г. средней школе, расположенной в <адрес>, при этом проживала по адресу <адрес>.

Поскольку Караван С.В. на момент выхода на пенсию не проживала в сельской местности, как правильно установил суд первой инстанции, и с ним соглашается судебная коллегия, право на льготу, предусмотренную пунктом 9 части 1 статьи 1 Закона № 1285-ОЗ, она не имеет.

Обоснованно суд не согласился с доводами заявителя о применении к данным правоотношениям нормативных актов бывшего СССР.

Действительно, право сельских учителей, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением было установлено Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (с изменениями от 21 июня 1988 года), затем эта льгота была подтверждена постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года, утвердившим разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 5/12-22, а также статьей 8 Закона РСФСР от 21.12.1990 № 438-1 «О социальном развитии села» (в ред. Закона РФ от 28.04.93 № 4888-1).

Однако Закон РСФСР от 21.12.1990 № 438-1 «О социальном развитии села» признан утратившим силу Законом № 122-ФЗ, а Постановление Совета Министров СССР и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, как правильно указал суд, в настоящее время применяться не могут, так как они противоречат действующему федеральному законодательству, которое не предусмотрело предоставление мер социальной поддержки сельским учителям - пенсионерам за счет федерального бюджета и не установило таких полномочий субъектам РФ.

Распространение жилищных льгот на педагогических работников, вышедших на пенсию, закреплялось в Постановлении Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности». Однако положения названного Постановления не распространяли свое действие на учителей, перешедших на пенсию и проживающих в близлежащих городах.

Доводы подателя жалобы о том, что право на бесплатное отопление и освещение квартиры Караван С.В. предоставлено статьей 55 Закона РФ «Об образовании», правильно признаны судом несостоятельными, поскольку Закон РФ «Об образовании», устанавливающий в данной статье меры социальной поддержки работникам образовательных учреждений, не распространяет эти меры на педагогических работников, ушедших на пенсию.

Таким образом, доводы, содержащиеся в кассационной жалобе Караван С.В. являлись предметом исследования в судебном заседании и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.

Они по существу сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 20 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Караван С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий И.Н. Бочкарева

Судьи В.Н. Белякова

Л.И. Билева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200