кассационное определение №33-3593 от 03 августа 2011 года



Судья Киселев А.В.

№ 33-3593/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

3 августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Киркина А.И. на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 15 июня 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Киркина А.И. к ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным прекращения ежемесячных выплат на постоянный посторонний уход, обязанности возобновления данных выплат и доначислении выплат по возмещению дополнительных расходов на посторонний уход отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Кондрашиной Н.Ю., действующей по доверенности ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, судебная коллегия

установила:

Киркин А.И. обратился в суд с иском к ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным прекращения ежемесячных выплат на постоянный посторонний уход, возложении обязанности по возобновлению выплат.

В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом первой группы с утратой профессиональной трудоспособности в размере 100 % в результате несчастного случая на производстве, произошедшего <ДАТА> в период его работы в Великоустюгских электрических сетях АООТ «...».

Приказом АООТ «...» от <ДАТА> №... ему была назначена и осуществлялась выплата за постоянный посторонний уход. В связи со вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» оплата дополнительных расходов стала производиться Фондом социального страхования Российской Федерации.

Из средств ответчика он получал обеспечение по страхованию в виде оплаты дополнительных расходов на постоянный посторонний уход в размере 621 рубля с учетом районного коэффициента.

Приказом ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 5 апреля 2007 года ему прекращена ежемесячная выплата на постоянный посторонний уход с 1 апреля 2007 года на основании Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 286.

Ответчик мотивировал данное решение тем, что указанным Положением установлен исчерпывающий перечень дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией. При этом к постороннему уходу относятся только специальный медицинский и бытовой уход. Поскольку посторонний постоянный уход не входит в перечень реабилитационных мероприятий, установленных действующим законодательством, и не отражается в программе реабилитации пострадавшего, то расходы на его возмещение не подлежат оплате из средств Фонда социального страхования. В связи с этим выплаты по постоянному постороннему уходу были заменены ему выплатой по постоянному бытовому уходу, размер которой составляет ... рублей с учетом районного коэффициента. Он не согласен с действиями ответчика и просит суд признать приказ ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации № 1664-В от 05 апреля 2007 года неправомерным, обязать ответчика возобновить ему выплату за постоянный посторонний уход. Взыскать разницу между полученными им суммами и причитающимися по возмещению расходов на посторонний уход за период с 01 апреля 2008 года по 01 апреля 2011 года в размере ... рублей.

В судебном заседании Киркин А.И. заявленные требования поддержал.

Представитель ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Кондрашина Н.Ю. с требованиями истца не согласилась, пояснив, что прекращение выплат на посторонний постоянный уход Киркину А.И. с 1 апреля 2007 года основано на изменениях, произошедших в законодательстве об обязательном социальном страховании, в силу которых оплата дополнительных расходов должна производиться в соответствии с программой реабилитации. Программа реабилитации Киркина А.И., действующая на момент издания приказа, предусматривала нуждаемость заявителя только в постороннем бытовом уходе.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Киркин А.И. просит об отмене решения суда по мотиву нарушения судом норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний» (далее также – Закон № 125-ФЗ) обеспечение по страхованию осуществляется, среди прочего в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи.

Следовательно, Закон № 125-ФЗ предусматривает два вида постороннего ухода: специальный медицинский и бытовой.

В силу указанной нормы закона для оплаты данного вида дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию устанавливается нуждаемость застрахованного лица в указанных видах ухода. Нуждаемость в специальном медицинском уходе определяется при необходимости постоянного медицинского наблюдения за больным на уровне младшего медицинского персонала (медицинской сестры) и выполнения определенных медицинских процедур (наложения повязок, обработка ран и т.д.).

Нуждаемость в постороннем бытовом уходе за больным возникает в тех случаях, когда лицо по своему состоянию не может полностью или частично осуществлять самообслуживание и самостоятельно проводить необходимые ему бытовые и гигиенические мероприятия, то есть для поддержания нормального бытового и гигиенического уровня жизни больной нуждается в постоянной посторонней помощи.

Нуждаемость в постороннем специальном медицинском и бытовом уходе определяется учреждением медико-социальной экспертизы, о чем делается отметка в акте освидетельствования. В заключении медико-социальной экспертизы (далее также – МСЭ) может быть сделан вывод о нуждаемости больного как в одном из видов уходов, например в медицинском, так и в комплексном уходе - медицинском и бытовом. На основании данного вывода исполнительным органом Фонда социального страхования производится оплата данных видов уходов. Выплата денежных средств на уход производится одновременно с ежемесячной страховой выплатой.

Подпункт 2 статьи 8 Закона № 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 7 июля 2003 года № 118-ФЗ) устанавливает, что оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.

Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 286 (далее также – Положение), в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлены условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц (за исключением осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание), получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющихся страховыми случаями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с пунктом 2 Положения дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица включают в себя, в том числе расходы на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным лицом, в том числе осуществляемый членами его семьи.

В силу пунктов 4 и 5 Положения оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица производится страховщиком за счет средств, предусмотренных на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного лица, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленной застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме.

Пунктом 24 Положения установлены следующие размеры оплаты расходов на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным лицом: 900 рублей в месяц - на посторонний специальный медицинский уход; 225 рублей в месяц - на посторонний бытовой уход. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры расходов на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным лицом определяются с учетом этих коэффициентов.

В силу пункта 26 Положения застрахованному лицу, нуждающемуся в соответствии с программой реабилитации пострадавшего одновременно в постороннем специальном медицинском и постороннем бытовом уходе, производится оплата расходов на оба вида ухода.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции Киркин А.И., которому в ... году был причинен вред здоровью на производстве, был признан инвалидом 1 группы вследствие трудового увечья. По заключению учреждения МСЭ от <ДАТА> №... Киркину А.И. установлено 100% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.

С января 2000 года выплаты в возмещение причиненного вреда, причиненного здоровью, в том числе и доплата за постоянный посторонний уход, производятся заявителю ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

В программе реабилитации, выданной Киркину А.И. 11 апреля 2007 года, установлена его нуждаемость лишь в постороннем бытовом уходе, что послужило основанием для издания ответчиком приказа №... о прекращении истцу ежемесячной выплаты на постоянный посторонний уход и издания приказа №... о назначении ежемесячных выплат на посторонний бытовой уход.

Полагая действия ответчика незаконными, истец обратился с настоящим иском в суд.

Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, пришел к выводу о необоснованности требований истца, указав на то, что прекращение выплат на постоянный посторонний уход Киркину А.И. основано на изменениях, произошедших в законодательстве об обязательном социальном страховании, которыми установлено, что оплата дополнительных расходов должна производиться в соответствии с программой реабилитации. Такая программа в отношении истца его нуждаемости в постоянном постороннем уходе не содержит, отражая необходимость в постороннем бытовом уходе. При этом названные понятия не являются равнозначными, поскольку постоянный посторонний уход входит в сферу нормативно-правового регулирования пенсионного законодательства, выплата такой компенсации осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами». За счет средств обязательного социального страхования, выплачиваемых Фондом социального страхования Российской Федерации в рамках действующего законодательства, производится выплата на посторонний специальный медицинский уход и посторонний бытовой уход за застрахованным лицом.

Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям приведенных в решении норм материального права.

Кассационная жалоба истца не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта, так как правильности выводов суда первой инстанции не опровергает и не содержит правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену постановленного по делу решения.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 15 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Киркина А.И. – без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н. Бочкарева

Судьи: В.Н. Белякова

Л.И. Билева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200