Судья Мещерякова Н.В. № 33-3523/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 05 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Игошевой Г.Н., Чернышовой Н.Э., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования Рукавицкое Кадуйского района Вологодской области на решение Кадуйского районного суда от 24 июня 2011 года, которым исковые требования прокурора Кадуйского района удовлетворены. На администрацию муниципального образования Рукавицкое возложена обязанность устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: обеспечить деревни <адрес> Кадуйского муниципального района защитными противопожарными полосами. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения Дектеревой О.А., прокурора отдела прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия установила: прокурор Кадуйского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Рукавицкое об устранении нарушения правил пожарной безопасности. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности лесов и населенных пунктов, в ходе которой установлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности, деревни <адрес> Кадуйского муниципального района не обеспечены защитными противопожарными полосами. Просил суд возложить на администрацию муниципального образования Рукавицкое обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности: обеспечить деревни <адрес> Кадуйского муниципального района защитными противопожарными полосами. В судебном заседании заместитель прокурора Кадуйского района Дубышев А.Ю. заявленные требования поддержал. Представитель ответчика глава администрации муниципального образования Рукавицкое Дектерева О.А. исковые требования признала частично, пояснила, что обеспечить д. Круглое защитными противопожарными полосами не представляется возможным, поскольку не получено разрешение на вырубку леса. Деревни Заозерье и Крыльцово расположены в поле. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе администрация муниципального образования Рукавицкое ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности, указывает, что на территории муниципального образования Рукавицкое лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, нет, следовательно, возложение обязанности по обеспечению населенных пунктов защитными противопожарными полосами является неправомерным. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 9 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и пунктом 9 статьи 4 Устава муниципального образования Рукавицкое установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Статьей 20 указанного закона установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Из частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, установление требований пожарной безопасности обеспечивает защиту жизни и здоровья людей. В соответствии с пунктом 112 Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Из материалов дела усматривается, <ДАТА> государственным инспектором отдела надзорной деятельности по Кадуйскому району Р.О.В. проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории муниципального образования Рукавицкое Кадуйского района. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные пунктом 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), а именно: в наступивший пожароопасный период времени деревни <адрес> муниципального образования Рукавицкое в целях исключения возможности переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения не обеспечены устройствами защитных противопожарных полос, о чем составлен соответствующий акт. Постановлением судьи Кадуйского районного суда от <ДАТА> муниципальное образование Рукавицкое за нарушение правил пожарной безопасности привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП Российской Федерации с назначением наказания в виде предупреждения. Принимая во внимание тот факт, что администрацией муниципального образования Рукавицкое требования указанных выше правовых актов в сфере пожарной безопасности выполнены не в полном объеме, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора Кадуского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, и обоснованно возложил на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности. Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую по исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Кадуйского районного суда от 24 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Рукавицкое Кадуйского района Вологодской области – без удовлетворения. Председательствующий: Г.А.Охапкина Судьи: Г.Н.Игошева Н.Э.Чернышова