Судья Кузьмин А.А. № 33-3732/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 10 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Король И.Н., судей Теплова И.П., Билевой Л.И., при секретаре Яркиной К.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации Вологодского муниципального района по доверенности Стрельниковой Л.С. на решение Вологодского районного суда от 04 июля 2011 года, которым на администрацию Вологодского муниципального района возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу выделить администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района необходимые денежные средства на ремонт автомобильных дорог <адрес>, протяженностью ... километра, и <адрес>, протяженностью ... километр, на территории Майского сельского поселения Вологодского муниципального района. На администрацию Майского сельского поселения Вологодского муниципального района возложена обязанность в месячный срок со дня выделения денежных средств осуществить ремонт автомобильных дорог <адрес>, протяженностью ... километра, и <адрес>, протяженностью ... километр, на территории Майского сельского поселения Вологодского муниципального района. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия установила: Прокурор Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц обратился 17.05.2011 в суд с иском к администрации Вологодского муниципального района, администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района о возложении обязанности по осуществлению ремонта автомобильных дорог, в обоснование которого указал, что автомобильные дороги: <адрес>, протяженностью ... километра, и <адрес>, протяженностью ... километр, Майского сельского поселения Вологодского района Вологодской области, находятся в неудовлетворительном состоянии, непригодны для проезда транспорта с обычной проходимостью, затруднено движение специального транспорта. С учетом положений федерального законодательства обязанность по содержанию указанных дорог возложена на администрацию Вологодского муниципального района. Решением представительного собрания Вологодского муниципального района от 14.12.2010 №... данные полномочия переданы администрации Майского сельского поселения, финансирование ремонтных работ возложено на администрацию Вологодского муниципального района. Просил возложить на ответчиков обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, осуществить ремонт автомобильных дорог <адрес>, протяженностью ... километра, и <адрес>, протяженностью ... километр, Майского сельского поселения Вологодского района Вологодской области. В дальнейшем представитель истца изменил исковые требования, просил возложить на администрацию Вологодского муниципального района обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить администрации Майского сельского поселения финансирование ремонта указанных дорог, возложить на администрацию Майского сельского поселения Вологодского муниципального района обязанность в месячный срок со дня поступления денежных средств произвести ремонт указанных дорог. В судебном заседании представитель прокурора Вологодского района Плотников С.Н. поддержал измененные требования. Представитель администрации Вологодского муниципального района иск признал частично, пояснил, что указанные дороги находятся в неудовлетворительном состоянии. Для разрешения вопроса о финансировании их ремонта необходим срок до весны 2012 года. Вопрос о размере данных затрат по состоянию на день рассмотрения дела не разрешался. Представитель администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района иск признала частично, пояснила, что указанные дороги требуют ремонта. При выделении денежных средств из районного бюджета администрацией поселения указанный ремонт дорог будет проведен. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе администрация Вологодского муниципального района просит решение суда в части возложения обязанности на администрацию района в месячный срок со дня вступления в законную силу решения выделить администрации Майского сельского поселения денежные средства отменить, полагает, что срок для осуществления финансирования необходимо установить не ранее, чем до декабря 2011 года. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность постановленного решения исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, полагает решение постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами и нормами материального права. В соответствии со статьями 3, 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приведены понятия, используемые в указанном законе, дана классификация автомобильных дорог: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст.ст. 12, 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из материалов дела усматривается, что в соответствии с постановлением администрации Вологодского муниципального района №... от 01.06.2010 автомобильные дороги <адрес>, протяженностью ... километра, и <адрес>, протяженностью ... километр, включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся вне границ населенных пунктов в границах данного муниципального района. В ходе прокурорской проверки установлено, что указанные дороги находятся в неудовлетворительном состоянии. Прокурор Вологодского муниципального района обратился в суд с вышеуказанными требованиями. На основании решения Представительного собрания Вологодского муниципального района от 14.12.2010 №... «О передаче полномочий по содержанию дорог» и Соглашения от 08.02.2011 полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения общей протяженность ... км, в том числе автомобильная дорога <адрес>, переданы с 01.01.2011 по 31.12.2011 администрации Майского сельского поселения. В соответствии с положениями Соглашения от 08.02.2011, администрация Вологодского муниципального района передает, а администрация Майского сельского поселения принимает осуществление полномочий по содержанию (расчистку снега, грязи и текущий ремонт) указанных автомобильных дорог местного значения, для реализации указанных полномочий предусмотрено выделение финансовых средств в размере ... рублей (межбюджетный трансферт). Указанных денежных средств недостаточно для ремонта автодороги <адрес>, в связи с чем требуется дополнительное финансирование этих работ из районного бюджета. В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения администрация Вологодского муниципального района обеспечивает в установленном порядке финансовыми средствами осуществление переданных администрации Майского поселения полномочий по содержанию дорог. Учитывая, что Вологодский муниципальный район, как собственник муниципального имущества, отвечает за содержание и правильную эксплуатацию муниципальных дорог, заключенное Соглашение по передаче полномочий по содержанию дорог администрации Майского сельского поселения сроком на один год не освобождает Администрацию района, как собственника, от ответственности за надлежащее состояние дороги. При этом, надлежащее исполнение возложенных обязанностей на администрацию Майского поселения возможно только при условии своевременного и полного финансирования со стороны администрации Вологодского муниципального района в виде межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет поселения. В ходе судебного разбирательства по настоящему делу представителями ответчиков факт нахождения указанных дорог в неудовлетворительном состоянии, необходимость их ремонта за счет дополнительных денежных средств, подлежащих выделению из районного бюджета, не оспаривалось. При данных обстоятельствах вывод суда о правомерности заявленных прокурором исковых требований является обоснованным. Доводы кассационной жалобы о необходимости изменения решения суда в части срока выполнения администрацией района своей обязанности по выделению администрации Майского сельского поселения денежных средств на ремонт указанных дорог не могут служить основанием для отмены судебного решения, принятого в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела. Данный вопрос может быть разрешен при исполнении указанного решения суда в порядке, предусмотренном ст.203 ГПК Российской Федерации. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского районного суда от 04 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Вологодского муниципального района по доверенности Стрельниковой Л.С. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: