Судья Лобанова Л.В. № 33-3639/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 03 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А. судей Мальцевой Е.Г., Игошевой Г.Н., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Б. на решение Череповецкого городского суда от 21 июня 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Б. к Мэрии города Череповца о признании отказа в предоставлении жилого помещения в собственность недействительным и возложении на Мэрию города Череповца обязанности по предоставлению жилого помещения в собственность отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мальцевой Е.Г., судебная коллегия установила: Б. <ДАТА> уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе в звании полковника, выслуга лет составила ... год. После увольнения избрал местом жительства <адрес>. Решением исполкома городского Совета народных депутатов <адрес> от <ДАТА> №... Б. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на состав семьи 3 человека на общих основаниях. Письмом уведомлением от <ДАТА> №... Б. отказано в предоставлении жилого помещения вне очереди в соответствии с Федеральным Законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Оспаривая правомерность отказа в предоставлении жилого помещения, Б. обратился в суд к Мэрии города Череповца с заявлением о признании его незаконным и возложении на ответчика обязанности предоставить ему жилое помещение. В обоснование иска указал, что после увольнения в военной службы имел право на обеспечение жильем в соответствии с законодательством СССР. В судебном заседании представитель Б. М. исковые требования поддержала по мотивам искового заявления. Представитель Мэрии <адрес> М. в удовлетворении исковых требований просила отказать. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для дела, повлекших неправильное применение норм материального права. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. Разрешая спор по существу и отказывая Б. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения вне очереди. В силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 06 сентября 1998 года утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее –Правила). Согласно п.12 указанных Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов; На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (пункт 14 Правил). Согласно Правил, военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет документы в соответствующий орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих. Согласно выписке из приказа начальника Череповецкого высшего военного инженерного училища радиоэлектроники от <ДАТА> №... полковник Б. старший преподаватель кафедры №..., уволенный приказом МО СССР №... от <ДАТА> в запас по ст.59 п. «а» (по возрасту) с <ДАТА> исключен из списков личного состава училища, всех видов обеспечения и направлен на учет в Октябрьский РВК <адрес> ССР (л.д.10). В соответствии со справкой отдела военного <адрес> по городу Череповцу и <адрес> от <ДАТА> №... сведений об отсутствии забронированной жилой площади и неполучении социальных выплат на строительство жилья в отношении Б. не имеется (л.д.11). Как следует из справки Отдела учета и распределения жилой площади исполкома городского Совета народных депутатов <адрес> от <ДАТА> №.../Б заявление Б. о принятии на учет на первоочередное получение жилья оставлено без удовлетворения в связи с тем, что до увольнения в запас Б. проживал в двухкомнатной квартире в <адрес>, после увольнения переехал в <адрес>, квартиру сдал (л.д.24). В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о его включении как военнослужащего в список нуждающихся на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, о направлении документов в администрацию <адрес>, не доказал свое обращение в администрацию <адрес> до 2005 г. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как военнослужащего, уволенного в запас. В силу пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно исследованным в суде первой инстанции материалам дела Б. на учете военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства при администрации <адрес> не состоит. С заявлением о постановке на учет в данную очередь истец до <ДАТА> не обращался. Учитывая, что Б., уволенный с военной службы в запас до <ДАТА>, в установленном законом порядке не был принят на учет администрацией <адрес> на получение жилья, после внесения изменений в Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» изменился порядок и данная обязанность возложена на Министерство обороны Российской Федерации, следовательно, исковые требования не подлежат удовлетворению. Судебная коллегия полагает, что отказ жилищного управления Мэрии <адрес> в предоставлении Б. жилого помещения вне очереди соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, приведенным Б. в обоснование иска, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств. Кассационная жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения. На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Череповецкого городского суда от 21 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: