кассационное определение №33-3736 от 10.08.2011



Судья Макарова В.А.

№ 33-3736/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

10 августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Маклаковой Н.С.,

судей Мальцевой Е.Г., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Изотовой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации сельского поселения ... ... муниципального района К. на решение Кирилловского районного суда от <ДАТА>, которым исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <адрес> <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворены.

На администрацию сельского поселения ... <адрес> возложена обязанность в десятидневный срок устранить нарушения правил пожарной безопасности ППБ-01-03 в Российской Федерации (утверждены приказом МЧС России от <ДАТА> №..., зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации <ДАТА> регистрационный номер 4838), а именно: у населенных пунктов м. <адрес> по периметру оборудовать защитную противопожарную полосу (ППБ-01-03 п. 112); противопожарные расстояния от границ населенных пунктов м. <адрес> до лесных массивов выполнить не менее 15 метров (ППБ-01-03 п. 3, ст. 69 п. 15 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»).

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мальцевой Е.Г., объяснения главы сельского поселения <адрес> М., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области ФИО13 полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор ... района Вологодской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения <адрес> о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере охраны от пожаров выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, допускаемые администраций сельского поселения ... В результате проверки отделением надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> противопожарного состояния территории населенных пунктов администрации сельского поселения ..., выявлены нарушения правил пожарной безопасности ППБ-01-03 в Российской Федерации: на территории населенных пунктов ... отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; у населенных пунктов м. <адрес> по периметру отсутствует защитная противопожарная полоса; противопожарные расстояния от границ населенных пунктов м. <адрес> до лесных массивов менее 15 метров; у естественных водоемов у населенных пунктов м. <адрес> а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели. По результатам проведенной проверки 06 апреля 2011 г. главе администраций сельского поселения ... вынесено предписание по устранению нарушений правил пожарной безопасности. Указанные населенные пункты окружены лесным массивом, что создает реальную угрозу для людей, проживающих в них.

Просил возложить на администрацию сельского поселения <адрес> обязанность в десятидневный срок устранить нарушения правил пожарной безопасности ППБ-01-03 в Российской Федерации: на территории населенных пунктов м. <адрес> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ-01-03 п. 114); у населенных пунктов м. <адрес> по периметру оборудовать защитную противопожарную полосу (ППБ-01-03 п. 112); противопожарные расстояния от границ населенных пунктов м. <адрес> до лесных массивов выполнить не менее 15 метров (ППБ-01-03 п. 3, ст. 69 п. 15 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»); у естественных водоемов у населенных пунктов м<адрес>, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели плоские с использованием светоотражающих покрытий (ППБ-01-03 п. 90).

В судебном заседании прокурор <адрес> И. уточнил заявленные требовании, просил возложить на ответчика обязанность в десятидневный срок устранить нарушения правил пожарной безопасности ППБ-01-03 в Российской Федерации: у населенных пунктов м. <адрес> по периметру оборудовать защитную противопожарную полосу; противопожарные расстояния от границ населенных пунктов м. <адрес> до лесных массивов выполнить не менее 15 метров. От остальных требований в связи с устранением ответчиком нарушений отказался. Уточненные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика администрации сельского поселения <адрес> К. заявленные требования признала частично, указав, что населенные пункты находятся в границах особо охраняемой природной территории «Национальный парк «Русский Север», что делает невозможным принятие самостоятельного решения администрацией поселения об опашке земли на указанной территории и вырубке лесного массива.

Представитель третьего лица отделения надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> А. исковые требования поддержал.

Представитель третьего лица ФГУ «...» С. против удовлетворения заявленных прокурором требований не возражал. Суду пояснил, что земельные участки, указанные в исковом заявлении, находятся в границах ФГУ «...» в функциональной зоне историко-культурных объектов и культурных ландшафтов, входят в состав населенных пунктов. Полагал, что все противопожарные мероприятия, указанные в заявлении прокурора, могут быть исполнены.

Представитель третьего лица Департамента лесного комплекса <адрес> В. не возражал против исковых требований прокурора, пояснил, что полномочия Департамента лесного комплекса ограничиваются только землями лесного фонда, а не землями населенных пунктов.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе представитель <адрес> К. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что населенные пункты расположены в лесном массиве, поэтому невозможно провести вырубку леса для оборудования защитной противопожарной полосы без предоставления лесных участков в установленном законом порядке.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор <адрес>, Федеральное государственное учреждение «...», Отделение надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, представленные на них возражения, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и право на охрану здоровья.

Согласно пункту 21 части 5 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 19 Федерального Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов должны входить в проектную документацию в виде раздела «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности».

В соответствии с пунктом 15 статьи 69 указанного закона противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

Согласно ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

<адрес> в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере охраны от пожаров выявлены нарушения, допускаемые администрацией сельского поселения .... В частности, у населенных пунктов м. <адрес> по периметру не оборудована защитная противопожарная полоса; противопожарные расстояния от границ населенных пунктов м<адрес> до лесных массивов не менее 15 метров не выполнены, что нарушает требования п.112, п. 3 ППБ-01-03, ст. 69 п. 15 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».

Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности, поскольку в соответствии с приведенными правовыми нормами осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения поселения. Факт нарушения требований пожарной безопасности от границ застройки ряда населенных пунктов сельского поселения <адрес> до лесных массивов участниками процесса не оспаривается и нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.

С учетом изложенного судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта не имеется.

Доводы кассационной жалобы о невозможности провести вырубку леса для оборудования защитной противопожарной полосы без предоставления лесных участков в установленном законом порядке не могут повлечь отмены судебного решения, поскольку это не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.

Иные доводы кассационной жалобы аналогичны возражениям на иск, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка с учетом представленных доказательств. Кассационная жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кирилловского районного суда от 20 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации сельского поселения Алешинское Кирилловского муниципального района К. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200