Судья Шмакова О.А. № 33-3738/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 10 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Чернышовой Н.Э., Игошевой Г.Н., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Дербиной М.А. на решение Никольского районного суда Вологодской области от 05 июля 2011 года, которым Дербиной М.А. в удовлетворении требований отказано в полном объеме. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., судебная коллегия установила: Дербина М.А., инвалид второй группы и вдова инвалида Великой Отечественной войны, является собственником одноэтажного деревянного жилого дома №... общей площадью 35,2 кв. м, расположенного по <адрес>. 29.12.2010 межведомственной комиссией для оценки жилых помещений жилищного фонда района, назначенной постановлением администрации Никольского муниципального района от 06.04.2010 № 310 (далее - межведомственная комиссия), составлен акт обследования № 180 жилого дома, принадлежащего Дербиной М.А., согласно которому дом признан пригодным для проживания, но требующим капитального ремонта. Заключением № 180 от 30.12.2010 межведомственной комиссии, принятым на основании акта обследования дома от 29.12.2010, жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, также признан пригодным для проживания. 17.01.2011 в адрес председателя межведомственной комиссии начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Великоустюгском, Кичменско-Городецком, Никольском районах направлено особое мнение о том, что жилые помещения указанного выше жилого дома не соответствуют требованиям пункта 8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» в связи с отсутствием в них хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, канализации, теплого туалета (люфт-клозет т.д.) в пределах отапливаемой части здания, что является, соответственно, основанием для признания жилых помещений жилого дома не отвечающими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в соответствии с пунктами 33 и 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Решением комиссии Никольского муниципального района от 14.03.2011 Дербиной М.А. отказано в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку заключением межведомственной комиссии от 30.12.2010 принадлежащий ей жилой дом признан пригодным для проживания. Не согласившись с таким решением, 07.06.2011 Дербина М.А. обратилась в суд с иском к администрации Никольского муниципального района об оспаривании заключения о пригодности для проживания жилого дома по адресу: <адрес> и решения комиссии об отказе в принятии её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения ее прав и взыскании расходов по оплате экспертизы. Исковые требования мотивированы ненадлежащим обследованием межведомственной комиссией жилого дома, поскольку комиссия при осмотре дома присутствовала не в полном составе. Кроме того, выводы межведомственной комиссии опровергаются заключением экспертизы, проведенной ООО «...», согласно которой жилой дом подлежит признанию непригодным для проживания. Истец и представитель истца Дербиной М.А. - Плащева Т.Н. в судебном заседании поддержали исковые требования по доводам, изложенным в обоснование иска. Представитель администрации Никольского муниципального района Барболин И.Н. против иска возразил, пояснив, что в ходе заседания межведомственной комиссии были исследованы имеющиеся у комиссии документы – технический паспорт на дом, акт обследования жилого помещения, фотоматериалы. На заседании комиссии не присутствовали два члена комиссии, решение было принято большинством голосов членов комиссии. О дате заседания комиссии были извещены все члены комиссии. Акт обследования и заключение были направлены представителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Великоустюгском, Кичменско-Городецком, Никольском районах, который не согласился с заключением, выразив особое мнение. В проведении обследования жилого помещения участвовали шесть членов комиссии, поскольку такое решение было принято на заседании межведомственной комиссии 24.12.2010. Представитель муниципального образования город Никольск в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия. В отзыве на иск пояснил, что истец может быть поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, только в случае признания ее жилого помещения непригодным для проживания. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе Дербина М.А. просит об отмене решения суда по мотивам несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушения судом норм материального права. В возражениях на кассационную жалобу администрация Никольского муниципального района просит оставить решение суда без изменения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». Пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки участников Великой Отечественной войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которым право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем имеют ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от срока постановки на учет нуждающихся (в том числе и после 01.03.2005). Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. В силу пункта 3 части 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации нуждающимися в предоставлении жилого помещения являются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Статьей 52 указанного Кодекса установлен порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления. Согласно требованиям указанной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Анализ приведенных норм права показывает, что основанием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является критерий нуждаемости. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение), устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. В силу пункта 2 Положения действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее также - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям, что отражено в пункте 7 Положения. В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. При этом решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным для проживания, суд принял во внимание, что решение межведомственной комиссии по результатам обследования жилого дома истца Дербиной М.А., которое было принято большинством голосов (один член комиссии - «против» с выражением собственного мнения, один член комиссии не присутствовал, все остальные - «за»), то есть с соблюдением кворума, является правомерным. При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания законом отнесено к исключительным полномочиям межведомственной комиссии, в связи с чем судом не принято во внимание представленное истцом экспертное строительно-техническое исследование № 160511-ИСШД-839 от 23.05.2011, составленное ООО «...». Поскольку основанием для признания истца нуждающейся в жилых помещениях является признание принадлежащего ей жилого дома непригодным для проживания, а такого решения принято не было, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Администрации Никольского муниципального района об отказе в принятии Дербиной М.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, соответствует действующему законодательству. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции, сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной им в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда. Исходя из изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для вмешательства в состоявшееся решение суда первой инстанции. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Никольского районного суда Вологодской области от 05 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дербиной М.А. – без удовлетворения. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: Н.Э. Чернышова Г.Н. Игошева