Кассационное определение от 10 августа 2011 года № 33- 3709



Судья Лобанова Л.В.

№ 33-3709/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

10 августа 2011года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Маклаковой Н.С.,

судей Чекавинской Н.И., Мальцевой Е.Г.,

при секретаре Изотовой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на решение Череповецкого городского суда от 28 июня 2011 года, которым отказ Мэрии города Череповца №... от 18 апреля 2011 года в принятии Слепухина П.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признан незаконным.

На Мэрию города Череповца возложена обязанность поставить Слепухина П.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи три человека.

На Департамент развития муниципальных образований Вологодской области возложена обязанность обеспечить Слепухина П.А. служебным жилым помещением в виде отдельной квартиры на состав семьи три человека по установленным законодательством нормам.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чекавинской Н.И., объяснения представителя Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченковой Ю.С., судебная коллегия

установила:

с 04 марта 2009 года Слепухин П.А. занимает должность участкового уполномоченного милиции второго отдела милиции УВД по г. Череповцу.

16 февраля 2011 года он обратился с заявлением в Мэрию г. Череповца о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Постановлением Мэрии г.Череповца №... от 18 апреля 2011 года истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

Оспаривая правомерность принятого постановления, Слепухин П.А. обратился в суд с иском к Мэрии г. Череповца и просил признать отказ Мэрии г. Череповца №... от 18 апреля 2011 года в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязать поставить его на данный учет и предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.

Требования мотивировал тем, что право на приватизацию жилого помещения он не использовал, заявление о постановке на учет подал 16 февраля 2011 года, до вступления в силу Федерального закона «О полиции», зарегистрирован по месту жительства в однокомнатной квартире, принадлежащей ему на основании договора купли-продажи с зарегистрированным обременением - ипотекой. Кроме него, в квартире зарегистрированы и проживают жена, сын и сестра. С причинами отказа не согласен.

В судебном заседании истец Слепухин П.А. и его представитель Лешуков А.Е. исковые требования поддержали.

В судебном заседании представитель ответчика Мэрии г. Череповца по доверенности Михайлова Г.В. исковые требования не признала.

В судебное заседание ответчик Департамент развития муниципальных образований Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще. Представил письменные возражения на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица УВД Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Департамент развития муниципальных образований Вологодской области считает решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе Слепухину П.А. в удовлетворении требований. Указывает, что до 1 марта 2011 года обязанность по обеспечению жилой площадью участковых уполномоченных милиции возлагалась на органы местного самоуправления. В настоящее время полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации, поэтому возложение обязанности по предоставлению служебного жилого помещения на Департамент считает неправомерным.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что Слепухин П.А. работает в должности участкового уполномоченного милиции с 04 марта 2009 года. С заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма он обратился в мэрию г. Череповца 16 февраля 2011 года, то есть в период действия Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 – 1 «О милиции».

В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 – 1 «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 10 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из смысла данных норм права в их взаимосвязи следует, что нуждающимся в предоставлении жилых помещений участковым милиционерам могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жильем указанной категории граждан.

Положения статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 - 1 «О милиции» в ее конституционно - правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, вопросы обеспечения жильем участковых уполномоченных милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма участковым уполномоченным милиции.

Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка в кассационной жалобе на введение в действие Федерального закона от 07.02.2011 № 3 – ФЗ «О полиции», в соответствии с которым обеспечение участковых уполномоченных милиции жилыми помещениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, является несостоятельной, поскольку с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Слепухин П.А. обратился в период действия статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 - 1 «О милиции». Обязательства по обеспечению участкового уполномоченного отдельной квартирой орган местного самоуправления не исполнил.

Довод жалобы о неправомерности возложения обязанности обеспечения Слепухина П.А. служебным жилым помещением на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области также не может служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.

В соответствии с Постановлением Мэрии г. Череповца от 23.08.2005 №... участковым уполномоченным управления внутренних дел могли предоставляться служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Мэрией г. Череповца Постановления №... от 23.12.2010.

В Перечне категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в специализированном жилищном фонде Вологодской области, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области от 31 октября 2005 №... указаны участковые уполномоченные милиции (старшие участковые уполномоченные милиции) органов внутренних дел области, а также начальники (заместители начальников) управлений (отделов) УВД по Вологодской области из числа сотрудников органов внутренних дел, перемещенных в интересах службы по инициативе начальника УВД по Вологодской области в город Вологду из других населенных пунктов (за исключением обеспечиваемых жилыми помещениями из служебного жилого фонда милиции, формируемого за счет жилого фонда органов внутренних дел или за счет жилого фонда органов местного самоуправления).

Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, принимая во внимание обращение Слепухина П.А. с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении до вступления в силу Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и то, что фактически в настоящее время «специализированный жилищный фонд для сотрудников полиции не сформирован, предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма участковым уполномоченным не было предусмотрено Законом РФ «О милиции», правомерно возложил обязанность по предоставлению Слепухину П.А. служебного жилого помещения на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.

Доводы кассационной жалобы правильность выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Вместе с тем, возлагая на ответчика обязанность по обеспечению Слепухина П.А. служебным жилым помещением в виде отдельной квартиры на состав семьи три человека, суд не учел, что на праве собственности у Слепухина П.А. имеется квартира общей площадью 28 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13 февраля 2008 года, запись регистрации 35-35-12/107/2007-170 (л.д.66).

При таких обстоятельствах право Слепухина П.А. на служебную жилую площадь не может быть реализовано без учета имеющейся в его собственности жилой площади по адресу: <адрес>.

Учитывая установленное, решение суда в данной части подлежит изменению.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 28 июня 2011 года изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения в новой редакции:

«На Департамент развития муниципальных образований Вологодской области возложить обязанность обеспечить Слепухина П.А. служебным жилым помещением на состав семьи три человека по установленным законодательством нормам с учетом имеющейся в его собственности жилой площади по адресу: <адрес>»

В остальном решение Череповецкого городского суда от 28 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента развития муниципальных образований Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий: Н.С.Маклакова

Судьи: Н.И.Чекавинская

Е.Г. Мальцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200