Кассационное определение № 33-3855 от 17 августа 2011 года



Судья Юдина Л.Н.

№ 33-3855/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

17 августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Король И.Н.,

судей Билевой Л.И., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Макаровой Н.В. на решение Харовского районного суда от 27 июня 2011 года, которым ей отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования город Харовск о постановке на учет в льготную очередь на внеочередное получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., судебная коллегия

установила:

Мельникова Н.В.., <ДАТА> года рождения, являясь сиротой, оставшейся без попечения родителей, воспитывалась и обучалась в бюджетном образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вологодской области «Харовская школа – интернат для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей» с <ДАТА> по <ДАТА>, находилась на полном государственном обеспечении (л.д.17).

<ДАТА> между М. и Мельниковой Н.В. заключен брак с присвоением супругам фамилии Макаровы (л.д.24).

Постановлением главы администрации муниципального образования город Харовск №... от 12 апреля 2011 года Макаровой Н.В. отказано в принятии на учет в список «Дети – сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей указанных категорий» на основании того, что на момент подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ей исполнилось 23 года (л.д. 33).

Макарова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Харовск о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование требований указала, что распоряжением администрации ... сельсовета №... от 30 июня 1994 года за ней было закреплено жилое помещение в д. <адрес>, принадлежащее акционерному обществу «...». В 1998 году в квартиру заселили другую семью, а ей в 2003 году предоставили квартиру в д. ..., равноценную ранее закрепленной. В 2007 году она (Макарова Н.В.) окончила профессиональное училище .... Проживала у старшей сестры в <адрес>, затем вышла замуж и переехала в <адрес>. В настоящее время снимает жилое помещение. По результатам прокурорской проверки в январе 2011 года было установлено, что закрепление за ней жилого помещения произведено незаконно, поскольку предметом стало ведомственное жилье. В результате этого приказом начальника управления образования Вытегорского муниципального района от 27 января 2011 года №... было отменено распоряжение администрации ... сельсовета ... района от 30 июня 1994 года №... о закреплении жилой площади. Дом <адрес>, в котором им предоставили квартиру взамен закрепленного жилья, заключением межведомственной комиссии ... района от 14 января 2011 года признан непригодным для проживания.

Просила суд обязать администрацию муниципального образования город Харовск Вологодской области принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В судебном заседании Макарова Н.В. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика поставить ее на учет в льготную очередь на внеочередное получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот. Кроме того, просила суд восстановить ей пропущенный срок для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений в льготную категорию лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ей не было разъяснено право на обеспечение жильем и порядок реализации данного права.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Харовск Королёва Н.М. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.36). Разрешение заявленного истицей ходатайства о восстановлении срока для постановки на учет в льготную очередь на внеочередное получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот оставила на усмотрение суда.

В возражениях на иск глава муниципального образования город Харовск исковые требования Макаровой Н.В. не признал. Указал, что заявление Макаровой Н.В. было рассмотрено на заседании жилищной комиссии администрации г. Харовска. Заявительнице было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке на основании статьи 2 закона Вологодской области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области». Заявительница на момент подачи заявления не могла быть отнесена к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в рамках действующего законодательства к данной категории относятся лица в возрасте до 23 лет.

Представитель бюджетного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вологодской области «Харовская школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», участвовавшего в деле в качестве третьего лица, Румянцева Т.А. в судеблном заседании пояснила, что заявленные Макаровой Н.В. исковые требования являются обоснованными, поскольку она имеет право на внеочередное предоставление жилья как ребенок - сирота.

Третье лицо Управление образования Вытегорского района Вологодской области о времени и месте судебного заседания извещено, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 43).

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Макарова Н.В. просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что срок для обращения с заявлением о постановке на учет пропущен незначительно (8 месяцев). О том, что для обращения с указанным заявлением установлен возрастной ценз в 23 года, она не знала, права ей никто не разъяснял. В настоящее время она вообще не имеет жилья, так как постановление о закреплении жилья отменено, а вновь предоставленное жилье является непригодным для проживания.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года, а также из статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 закона Вологодской области от 17 июля 2006 года №1471-03 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по выбору лица, нуждающегося в жилом помещении органами местного самоуправления области: по месту жительства ребенка, выявленного как оставшегося без попечения родителей, где он постоянно или преимущественно проживал до определения ему формы устройства, предусмотренной законодательством либо по месту пребывания ребенка в семье опекуна, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если ребенок находился там десять и более лет (при отсутствии закрепленного жилого помещения). В случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее, чем до достижения возраста 23 лет.

Судом установлено, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей - сирот Макарова Н.В. обратилась в администрацию муниципального образования города Харовска 31 марта 2011 года, то есть после достижения ею возраста 23 лет.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

По смыслу перечисленных выше правовых норм только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что правовых оснований для принятия Макаровой Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как ребенку – сироте на основании её заявления от 31 марта 2011 года не имелось.

Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Восстановление срока в данной ситуации законодательством не предусмотрено ввиду того, что возраст, до которого на гражданина распространяются дополнительные социальные гарантии, ограничен.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Харовского районного суда от 27 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Макаровой Н.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200