Судья Давыдова О.Н. № 33-3809/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 12 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Король И.Н., судей Билевой Л.И., Мальцевой Е.Г., при секретаре Яркиной К.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ледяшова М.С. на решение Вологодского городского суда от 07 июня 2011 года, которым ему отказано в удовлетворении исковых требований к казенному учреждению гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» о признании приказа незаконным и перерасчете оплаты труда. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения Ледяшова М.С., судебная коллегия установила: Ледяшов М.С. работал в государственном учреждении «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» с <ДАТА> в должности оперативного дежурного пункта управления группы управления в кризисных ситуациях (л.д.11). 30 ноября 2010 года Ледяшов М.С. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете ежемесячной оплаты труда с января 2010 года в связи с неправильным начислением (л.д.14). Письмом от 14 декабря 2010 года № 653-5-25 в перерасчете ему отказано по тому основанию, что начисление компенсационных и стимулирующих выплат с января 2010 года производится в соответствии с Положением об оплате труда работников государственного учреждения «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» от 19 декабря 2008 года № 49. Финансирование фонда заработной платы снижено на ...%, начиная с 2008 года. Конкретные размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются приказом начальника Учреждения, исходя из наличия имеющегося фонда заработной платы (л.д.15). Приказом №...-лс от <ДАТА> Ледяшов М.С. был уволен на основании пункта 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации ввиду отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (л.д.32). Ледяшов М.С. обратился в суд с иском к государственному учреждению «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» (в настоящее время – казенное учреждение «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» о признании приказа незаконным и перерасчете оплаты труда. В обоснование указал, что согласно пункта 5 приказа ответчика № 195-лс от 30 декабря 2009 года «Об установлении окладов, повышающих коэффициентов, выплат стимулирующего и компенсационного характера», о чем стало известно в ноябре 2010 года, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами установлены в процентах от минимального размера должностного оклада по профессиональным группам. При этом выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, для заместителей начальника и главному бухгалтеру Учреждения установлены в процентах от должностного оклада. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573, закону Вологодской области от 17 октября 2008 года № 1862-ОЗ, статьи 3 постановления Правительства Вологодской области от 30 октября 2009 года № 2095 компенсационные выплаты рассчитываются от должностного оклада. Просил суд признать незаконным приказ от 30 декабря 2009 года № 195-лс. Обязать ответчика внести изменения в Положения об оплате труда работников, исключив из него условия оплаты труда, установленные в нарушение действующего законодательства. Обязать ответчика сделать истцу перерасчет оплаты и взыскать в пользу истца недоплаченные денежные средства за период с 01 января 2010 года по 31 января 2011 года, с учетом индексации. В судебном заседании Ледяшов М.С. исковые требования просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Представители ответчика по доверенности Стяжкин С.В. и Панов С.В. исковые требования не признали по мотивам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.51 - 54). В возражениях начальник Учреждения Ч. указал, что до 2009 года финансирование Учреждения осуществлялось в полном объеме. В связи со вступлением с 01 января 2009 года в действие закона Вологодской области от 17 октября 2008 года № 1862 – ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета», постановления правительства Вологодской области от 30 октября 2008 года № 2095 «Об утверждении положения об оплате труда работников государственных учреждений Вологодской области, финансируемых из областного бюджета, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности» финансирование учреждения значительно снизилось. На основании вышеуказанных нормативных актов в Учреждении было разработано и утверждено приказом начальника от 19 декабря 2008 года № 49 Положение об оплате труда работников. В соответствии с пунктом 2.1 Положения об оплате труда работников ГУ «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» работникам Учреждения устанавливаются должностные оклады, которые формируются на основе применения к минимальным размерам должностных окладов по профессиональным квалификационным группам, установленным законом области от 17 октября 2008 года № 1862-03 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета», которые определены в Учреждении в четыре профессиональные квалификационные группы 1,2,3,4 (1- ... руб., 2- ... руб., 3- ... руб., 4- ... руб.), отраслевых повышающих коэффициентов по профессиональным группам, повышающих коэффициентов квалификационного уровня и персональных повышающих коэффициентов. В соответствии со статьей 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах средства на выплату надбавок работникам, но в выделенном фонде заработной платы Учреждения эта надбавка не предусмотрена и соответственно нет возможности производить указанную выплату работникам в полном объеме. Для приведения в соответствие расходов на оплату труда работникам с имеющимися финансовыми средствами и в связи со значительным сокращением фонда заработной платы начальником Учреждения был подписан приказ от 30 декабря 2009 года № 195-лс «Об установлении минимальных окладов, повышающих коэффициентов, выплат стимулирующего и компенсационного характера», где в пункте 5 прописано, что с 01 января 2010 года выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, сверхурочной работе, работе в ночные часы и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием, рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливается в процентах от минимального размера должностного оклада по профессиональным группам», что не противоречит Положению об оплате труда работников Центра, закону Вологодской области от 17 октября 2008 года № 1862-03 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета» и постановлению Правительства Вологодской области от 30 октября 2008 года № 2095 ««Об утверждении положения об оплате труда работников государственных учреждений Вологодской области, финансируемых из областного бюджета, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности» (л.д.51-54). Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе Ледяшов М.С. прост об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи 153,154), постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 и от 22 июля 2008 года № 554, постановление Правительства Вологодской области от 30 октября 2008 года № 2095 в качестве основной составляющей для расчета компенсационных и стимулирующих выплат определяют должностной оклад работника, а не минимальный должностной оклад с учетом профессиональной группы. Компенсационные и стимулирующие выплаты входят в состав заработной платы, уменьшение которой на основании приказа начальника Учреждения незаконно. В возражениях на кассационную жалобу Учреждение просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу Ледяшова М.С. - без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, полагает, полагает кассационную жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Ледяшов М.С. оспаривает действия работодателя по расчету, начислению и выплате компенсационных выплат - за работу в ночное время, за работу в выходные и праздничные дни, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных им требований, указал, что Учреждение в соответствии с положениями Устава имеет право в пределах имеющихся средств на оплату труда самостоятельно устанавливать для работников размеры заработной платы и надбавок. Установив, что в результате действия локальных нормативных актов учреждения у работников снизился размер выплат компенсационного и стимулирующего характера, суд первой инстанции полагал действия работодателя законными и не противоречащими действующему трудовому законодательству, поскольку данное снижение не отразилось на уровне заработной платы. Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может. Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Определяя понятие оклада (должностного оклада), законодатель указывает, что это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных установлено, что размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Основной составляющей расчета оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаты труда в ночное время является согласно статьям 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации оклад (должностной оклад). Указание на исчисление оплаты труда в ночное время исходя из размера оклада (должностного оклада) содержит и постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время». Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, регламентирующие порядок расчета указанной компенсационной выплаты так же с учетом должностного оклада. Таким образом, действующее федеральное законодательство размер компенсационных доплат устанавливает к окладу (должностному окладу). Правительство Вологодской области, утвердив постановлением от 30 октября 2008 года № 2095 Положение об оплате труда работников государственных учреждений Вологодской области, финансируемых из областного бюджета, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, в разделе 2 детально регламентировало порядок определения окладов (должностных окладов) работников Учреждений гражданской защиты и пожарной безопасности. При этом выделение составляющих, таких как минимальный размер должностного оклада, повышающих коэффициентов имеет значение только для дифференцированного установления должностного оклада конкретного работника. В то же время порядок выплат компенсационного характера согласно данному Положению должен осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах положения пунктов 3.4.2, 3.4.3, 3.4.4, 3.5. Положения об оплате труда работников государственного учреждения «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области», утвержденного приказом начальника Учреждения от 09 января 2008 года № 1 (л.д.21-22), связывающие расчет выплат за работу в ночное время, за работу в выходные и не рабочие праздничные дни, сверхурочную работу, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами, с минимальным размером должностного оклада по профессиональным квалификационным группам противоречат нормам действующего трудового законодательства и не могут применяться при расчете заработной платы. Соответственно и пункт 5 приказа № 195 –лс от 30 декабря 2009 года как противоречащий федеральному законодательству не может быть признан законным. Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Ледяшова М.С. о признании незаконным пункта 5 приказа № 195-лс от 30 декабря 2009 года у суда не имелось. Соответственно, решение суда в этой части подлежит отмене. Судебная коллегия полагает возможным удовлетворить требования Ледяшова М.С. в части признания незаконным пункта 5 приказа № 195 –лс от 30 декабря 2009 года «Об установлении минимальных окладов, повышающих коэффициентов, выплат стимулирующего и компенсационного характера», поскольку обстоятельства дела суд установил, но дал им неправильную правовую оценку. Их справки ответчика от 06 июня 2011 года (л.д.30) следует, что оплата ночных и праздничных часов, а так же оплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, произведена Ледяшову М.С. за период с января 2010 года по январь 2011 года включительно исходя из минимального должностного оклада, что является незаконным, так как эти компенсационные выплаты должны начисляться в процентном отношении к должностному окладу, который у Ледяшова М.С. формировался с применением к минимальному должностному окладу повышающих коэффициентов, установленных системой оплаты труда в учреждении. Соответственно, и в части отказа в удовлетворении исковых требований Ледяшова М.С. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет заработной платы и взыскания недоплаченных денежных средств за период с 01 января 2010 года по 31 января 2011 года с учетом индексации, решение суда подлежит отмене. Однако вынести новое решение по этим исковым требованиям Ледяшова М.С. судебная коллегия возможности не имеет, поскольку они являются взаимоисключающими и этого противоречия суд первой инстанции при рассмотрении спора не устранил. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о размере установленного истцу в спорный период должностного оклада. При указанных обстоятельствах дело в указанной части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, предложить истцу уточнить свои исковые требования к ответчику, установить размер должностного оклада истца в спорный период и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 07 июня 2011 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Ледяшова М.С. о признании незаконным пункта 5 приказа № 195-лс от 30 декабря 2009 года и вынести новое решение: пункт 5 приказа начальника государственного учреждения «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» за № 195-лс от 30 декабря 2009 года «Об установлении минимальных окладов, повышающих коэффициентов, выплат стимулирующего и компенсационного характера» признать незаконным в части установления указанных в нем выплат в процентах от минимального размера должностного оклада. Решение Вологодского городского суда от 07 июня 2011 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Ледяшова М.С. о возложении на Казенное учреждение «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» обязанности произвести перерасчет заработной платы и взыскании недоплаченных денежных средств за период с 01 января 2010 года по 31 января 2011 года с учетом индексации и дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд. В остальном решение Вологодского городского суда от 07 июня 2011 года оставить без изменения. Председательствующий: Судьи: