Судья Арсеньева Н.П. № 33-3850/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 17 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Маклаковой Н.С., судей Теплова И.П., Слепухина Л.М., при секретаре Мартынове Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Куклиной Н.И. на решение Никольского районного суда от 11 июля 2011 года, которым Куклиной Н.И. в удовлетворении требований о признании не законным постановления главы муниципального образования город Никольск от 22 февраля 2011 года №... - отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., судебная коллегия установила: Куклина Н.И. обратилась 08.06.2011в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации муниципального образования город Никольск, в обоснование которого указала, что постановлением данного органа местного самоуправления от 22.02.2011 она была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное решение является незаконным, поскольку она не имеет жилья в собственности или по договору социального найма, фактически проживает в квартире, находящейся в собственности дочери и зятя, по договору срочного найма, членом их семьи не является. Просила признать указанное постановление, в части снятия ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, недействительным. В судебном заседании представитель Куклиной Н.И. адвокат Топоркова Н.С., заявленное требование поддержала. Суду пояснила, что Куклина Н.И. не имеет в собственности жилого помещения, зарегистрирована по месту жительства в жилом доме, принадлежащем сыну К.В.Н. на праве собственности. В силу сложившихся неприязненных отношений в доме проживать не может, поэтому проживает в квартире дочери Третьяковой Т.Н., площадь которой составляет около 55 кв.м. Кроме Куклиной Н.И. в квартире прописаны еще 5 человек. При постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Куклиной Н.И. были представлены необходимые документы. Недостоверных сведений об обеспечении жильем она не предоставляла, в заблуждение никого не вводила. О неправомерных действиях должностных лиц, поставивших ее на учет, ей ничего не известно. Поэтому считает неправомерным ссылку главы города в принятом постановлении на пункт 6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Представитель администрации муниципального образования город Никольск по доверенности Куклина Т.А., с заявлением не согласилась, суду пояснила, что 19.11.2010 Куклина Н.И. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как не имеющая в собственности и по договору социального найма, жилого помещения. Позднее было установлено, что Куклина Н.И. зарегистрирована по месту жительства в доме, площадью 40,4 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащем ее сыну К.В.Н., как член его семьи. В жилом доме зарегистрированы три человека. Учетная норма площади, при принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, в городе Никольск составляет 10 кв.м. Куклина Н.И. обеспечена общей площадью жилого дома выше учетной нормы. В удовлетворение требований Куклиной Н.И. просила отказать. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе Куклина Н.И. ставит вопрос об отмене решения суда, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В отзыве, представленном на кассационную жалобу, администрация муниципального образования город Никольск просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, не нашла оснований для отмены решения суда. Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют требованиям действующего законодательства. Из материалов дела усматривается, что Куклина Н.И., <ДАТА> года рождения, является ветераном Великой отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована в доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 40,4 кв.м, принадлежащем на праве собственности ее сыну – К.В.Н., в доме также зарегистрирована и проживает К.Е. (дочь сына). Постановлением Главы администрации муниципального образования город Никольск от 22.02.2011 №... Куклина Н.И. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК Российской Федерации, о чем она была уведомлена в письменной форме 25.02.2011 (сведения о дате вручения данного уведомления отсутствуют). Куклина Н.И. обратилась 08.06.2011 в суд с вышеуказанными требованиями. Согласно ч.1 ст.254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с требованиями п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно вышеуказанным нормам закона члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета независимо от их имущественного положения. Данные обязательства являются расходными обязательствами федерального бюджета, которые переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей второй Закона Вологодской области от 06.04.2009 №1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены указанными государственными полномочиями по обеспечению жильем данной категории граждан за счет средств федерального бюджета, которые ими осуществляются на основании положений Закона Вологодской области от 29.06.2005 №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан». В целях реализации указанных полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов на основании списков, составленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, ведущими учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, формируют сводные по району списки граждан указанной категории и в срок до 15 февраля планируемого года представляют указанные списки в департамент труда и социального развития области (п.1.3 Порядка регулирования некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной федеральным законом «О ветеранах», в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области № 49 от 29.01.2010 «О регулировании некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной федеральным законом «О ветеранах», в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»). Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства. В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением главы муниципального образования город Никольск от 16.03.2006 №... учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 10 кв.м на одного человека. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, правомерно принял во внимание тот факт, что Куклина Н.И. является членом семьи собственника жилого помещения К.В.Н., размер общей площади занимаемого ею жилого помещения составляет на одного члена семьи около 13,5 кв.м, что превышает учетную норму для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию г. Никольск (10 кв.м), в связи с чем на соответствующий учет она была поставлена неправомерно. В своем заявлении о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.13) в адрес администрации г.Никольска Куклина Н.И. указывала о том, что является членом семьи своего сына К.В.Н., проживающего по адресу: <адрес>. В данном заявлении местом жительства Куклиной Н.И. указан данный адрес, а также квартира <адрес>. Согласно постановлению Главы муниципального образования город Никольск №... от 19.11.2010 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Куклина Н.И. была поставлена на основании ст.ст.51,52 ЖК Российской Федерации (конкретное основание не указано) как зарегистрированная по адресу: <адрес>, что свидетельствует о неправомерных действиях органа, осуществляющего принятие на учет, при разрешении вопроса о постановке на данный учет заявительницы (документы о размере занимаемой жилой площади по месту регистрации и месту фактического жительства отсутствуют, причина изменения места жительства в сторону ухудшения условий проживания не выяснялась, в представленном договоре найма жилого помещения от 07.03.2010, расположенном по адресу: <адрес>, одним из наймодателей является дочь Куклиной Н.И. - Третьякова Г.Н.). При данных обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое постановление Главы администрации муниципального образования город Никольск от 22.02.2011 №... о снятии Куклиной Н.И. с указанного учета соответствует требованиям действующего жилищного законодательства (п.6 ч.1 ст.56 ЖК Российской Федерации) ввиду неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, является обоснованным. В соответствии с требованиями ч.4 ст.258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. С учетом изложенного решение суда является правомерным, оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Никольского районного суда от 11 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Куклиной Н.И. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: