Судья Губина Е.Л. № 33-3919/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 19 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Чернышовой Н.Э., Игошевой Г.Н., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Митрофанова С.Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 30 июня 2011 года, которым Митрофанову С.Н. в иске к Администрации г.Вологды, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о признании сиротой, нуждающимся в жилом помещении, об обязании постановки на учет, предоставлении жилого помещения вне очереди - отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., объяснения представителя Департамента развития муниципальных образований Вологодской области Давыдченковой Ю.С., судебная коллегия установила: Митрофанов С.Н., рождения 11.01.1987, относившийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, 20.01.2011 обратился с заявлением в Департамент развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения. 10.02.2011 постановлением Администрации г. Вологды № 570 ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Не согласившись с правомерностью такого отказа, 29.03.2011 Митрофанов С.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Вологды и к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о признании отказа в предоставлении жилого помещения незаконным. Мотивировал исковые требования нарушением его права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилье. Просил суд признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, обязать Администрацию г. Вологды принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, предоставить благоустроенное жилое помещение в г.Вологде на состав семьи из четырех человек, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления. В судебном заседании 18.05.2011 представитель истца Митрофанова С.Н. по доверенности Шалаевский Н.В. исковые требования уточнил: просил признать Митрофанова С.Н. как ребенка, находящегося под опекой, нуждающимся в жилом помещении, обязать надлежащего ответчика принять его на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, обязать надлежащего ответчика предоставить вне очереди Митрофанову С.Н. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления. В судебном заседании 30.06.2011 истец Митрофанов С.Н. и его представитель по доверенности Шалаевский Н.В. уточненные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в обоснование иска. При этом истец Митрофанов С.Н. суду пояснил, что в 2008 году он обращался с заявлением к Губернатору Вологодской области с аналогичной просьбой, однако ему было рекомендовано обратиться в Департамент развития муниципальных образований области. Но в то время он решал вопрос с другим жилым помещением, поэтому на учет для получения жилья не вставал. Его представитель Шалаевский Н.В. пояснил, что Митрофанову С.Н. не разъясняли необходимость постановки на учет для получения жилья до 23 лет. Истец является нуждающимся в жилом помещении не только как сирота, но и как малоимущий. Представитель ответчика Администрации г. Вологды по доверенности Моисеева А.А. возразила против удовлетворения иска, поскольку льготами при предоставлении жилых помещений пользуются лица, относящиеся к детям, оставшимся без попечения родителей, и сиротам до достижения 23 лет. Однако до достижения истцом указанного возраста он не обращался с заявлением о постановке его на учет для получения жилого помещения по указанному основанию. Заявление на включение в список нуждающихся в жилых помещениях поступило, когда истцу было более 23 лет. Поэтому оснований для предоставления ответчику жилого помещения вне очереди не имеется. Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Соколова Н.А. также возразила против удовлетворения иска, пояснила, что правовых оснований для удовлетворения требований Митрофанова С.Н. не имеется, так как на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, он не состоит. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе истец Митрофанов С.Н. просил решение суда отменить по мотиву неправильного определения обстоятельств дела и неправильного применения норм материального права. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание, что в силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решения органа местного самоуправления, в котором они состоят на учете. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 № 982 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения или жилого помещения принадлежащего им на праве собственности по их заявлению и по ходатайству органов опеки и попечительства жилое помещение по договорам социального найма предоставляется по окончании пребывания в образовательном или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания. Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 №1471-03 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма. На основании пункта 1.4.1 Постановления Правительства Вологодского области от 13.06.2007 № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» Департамент развития муниципальных образований Вологодской области осуществляет полномочия собственника в отношении находящихся в собственности области жилых помещений, за исключением полномочий по их отчуждению, а также принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области, заключает договоры социального найма жилых помещений жилищного фонда области; учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области социального использования, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина. Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции также правильно руководствовался статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", относящей к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Судом установлено, что Митрофанов С.Н., хотя и находился до 18 лет под опекой, однако до 23 лет с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит. Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку Митрофанов С.Н. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с соответствующим заявлением до достижения возраста 23 лет не обращался, по достижении указанного возраста утратил право пользоваться льготой для внеочередного предоставления жилых помещений. Доводы представителя истца Митрофанова С.Н. – Шалаевского Н.В. о нарушении прав истца, поскольку ему не было разъяснено о необходимости обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения 23 лет, являются несостоятельными, принимая во внимание, что о необходимости такого обращения ему было известно в 2008 году после обращения к Губернатору Вологодской области. С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения, сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной им в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования суда и нашедшей отражение и правильную оценку в решении. Выводов, сделанных судом, доводы кассационной жалобы не опровергают. При указанных обстоятельствах оснований для вмешательства в принятое судебное решение не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда Вологодской области от 30 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Митрофанова С.Н. – без удовлетворения. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: Н.Э. Чернышова Г.Н. Игошева