Кассационное определение от 07 сентября 2011 года № 33-4043



Судья Толошинов П.С.

№ 33-4043/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

07 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Чернышовой Н.Э., Чистяковой Н.М.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области на решение Белозерского районного суда от 12 июля 2011 года, которым постановлено:

удовлетворить требования Макарова В.А. в полном объеме.

Признать решение Центральной жилищной комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области от 10 мая 2011 года об отказе во включении Макарова В.А. в сводный список граждан-участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2011 год по Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области включить Макарова В.А. в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Макарова В.А. по доверенности Тимофеева В.Г., представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области Серовой Е.В., судебная коллегия

установила:

решением Центральной жилищной комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области (далее УФСИН России по Вологодской области) от 10 мая 2011 года Макарову В.А. отказано во включении в сводный список граждан-участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2011 год по УФСИН России по Вологодской области в соответствии с подпунктом «а» пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Оспаривая правомерность вынесенного решения Макаров В.А. 20 июня 2011 года обратился в суд с заявлением о признании решения Центральной жилищной комиссии УФСИН России по Вологодской области от 10 мая 2011 года незаконным и возложении на УФСИН России по Вологодской области обязанности включить его в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год.

В обоснование указал, что в период с 1982 года по 2010 год проходил службу в Федеральном бюджетном учреждении исправительной колонии № 5 УФСИН России по Вологодской области. Приказом УФСИН России по Вологодской области от <ДАТА> он уволен со службы по состоянию здоровья. С 1993 года он и его семья постоянно проживают по адресу: <адрес>. В настоящее время по указанному адресу зарегистрированы три человека: Макаров В.А., его супруга М.Л. и дочь М.В. Основанием проживания в данном жилом помещении является договор социального найма, другого жилья не имеет. С 01 февраля 2005 года он состоял в очереди на получение жилья. В августе 2010 года представил в УФСИН России по Вологодской области документы, необходимые для включения в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год. Полагал решение жилищной комиссии УФСИН России по Вологодской области от 10 мая 2011 года незаконным, поскольку является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Площадь занимаемого им жилого помещения составляет ... кв.м. Решением Совета Артюшинского сельского поселения от 05 июня 2006 года №... учетная норма жилой площади установлена в размере ... кв.м. на одного человека. Кроме того, при принятии обжалуемого решения не было учтено то обстоятельство, что на дату заседания жилищно-бытовой комиссии Федерального бюджетного учреждения исправительная колония № 5 УФСИН России по Вологодской области от 22 февраля 2005 года состав его семьи, зарегистрированный по месту жительства, фактически составлял четыре человека.

В судебном заседании Макаров В.А. и его представитель по устному ходатайству Тимофеев В.Г. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель УФСИН России по Вологодской области Подойникова Т.Н. с заявленными требованиями не согласилась. В возражении указала, что в соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от 22 февраля 2005 года №... Макаров В.А. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий. Основанием постановки на учет в соответствии с постановлением администрации Вологодской области от 11 февраля 1992 года №... явился пункт «а». Состав семьи Макарова В.А. определен в количестве трех человек: Макаров В.А., его супруга М.Л. и дочь М.В. В соответствии с договором социального найма жилого помещения №... общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет ... кв.м., жилая – ... кв.м. На момент постановки в очередь Макаров В.А. был обеспечен жилой площадью на одного члена семьи более уровня, установленного учетными нормами, поскольку учетная норма по Белозерскому муниципальному району составляла ... кв.м. жилой площади на одного человека.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УФСИН России по Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по мотиву незаконности и нарушения норм материального права.

В возражениях на кассационную жалобу Макаров В.А. просит оставить решение без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, представленных возражений, полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Разрешая спор, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Как следует из названия и содержания подпрограммы, она имела целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичную цель имеет и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.

Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в уголовно-исполнительной системе», утвержденной Приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 287.

Судом установлено, что Макаров В.А. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы – Федеральном бюджетном учреждении исполнительная колония № 5, откуда был уволен <ДАТА> по пункту «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по ограниченному состоянию здоровья.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 вышеназванных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Пунктом 3 указанной Инструкции, утвержденной приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 287, также предусмотрены необходимые условия для участия в подпрограмме сотрудников уголовно-исполнительной системы: уволенные со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в которых они проходили службу.

Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, перечисленные в подпунктах «а»-«в» пункта 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагают следующие документы: справку об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Федерального государственного учреждения исправительная колония № 5 УФСИН России по Вологодской области от 22 февраля 2005 года Макаров В.А. составом семьи, состоящей из трех человек, в том числе, супруга М.Л., дочь М.В. был поставлен в очередь на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием постановки на учет послужил пункт «а» постановления администрации Вологодской области №... от 11 декабря 1992 года «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Вологодской области».

Согласно договору социального найма жилого помещения №... от 04 августа 2010 года общая площадь квартиры, где проживает семья Макаровых, расположенной по адресу: <адрес>, составляет ... кв.м., жилая – ... кв.м.

Актом проверки жилищных условий заявителя от 14 июля 2010 года установлено, что семья Макарова В.А. нуждается в улучшении жилищных условий. В пункте 4 Акта указано, что на данной площади проживают: Макаров В.А., М.Л. и М.В.

Решением Центральной жилищной комиссии УФСИН России по Вологодской области от 10 мая 2011 года Макарову В.А. отказано во включении в сводный список граждан-участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2011 год по УФСИН России по Вологодской области в соответствии с подпунктом «а» пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Суд первой инстанции, анализируя представленные доказательства с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерно принял во внимание справку администрации Артюшинского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области, в соответствии с которой Ф.И., <ДАТА> года рождения, также была зарегистрирована и проживала совместно с родителями по адресу: <адрес> по 25 августа 2008 года, в связи с чем сделал обоснованный вывод об удовлетворении исковых требований Макарова В.А., признав доводы представителя УФСИН России по Вологодской области об отсутствии оснований для включения Макарова В.А. и членов его семьи в сводный список граждан-участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2011 год по УФСИН России по Вологодской области несостоятельными.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда от 12 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: Н.Э. Чернышова

Н.М. Чистякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200