Кассационное определение № 33-4191 от 09 сентября 2011 года



Судья Екимовская Н.А.

№ 33-4191/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

09 сентября 2011года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Чистяковой Н.М., Чернышовой Н.Э.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления образования ... муниципального района на решение Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 29 июля 2011 года, которым на Управление образования ... муниципального района возложена обязанность обеспечить 189 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях на территории ... района, в том числе: в сельском поселении «...» - 183 места, в сельском поселении «... « - 6 мест.

Принят отказ прокурора от иска в части обеспечения 161 дополнительного места в сельском поселении «...», 4 мест - в сельском поселении «...», 2 мест - в поселении «...», 1 места - в поселении «...».

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., объяснения представителя Управления образования ... муниципального района Калистратовой Е.И., представителя администрации ... муниципального района Дьякова С.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

проведенной прокуратурой ... района проверкой установлено, что требования Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части исполнения органами местного самоуправления полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории ... муниципального района выполняются не в полном объеме, а именно: в очереди в детские сады района по состоянию на 01 мая 2011 года состоят 357 детей, которые лишены гарантированного государством права на дошкольное образование в связи с недостаточностью мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на территории села ... Вологодской области.

31 мая 2011 года прокурор ... района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению образования ... муниципального района о понуждении провести определенные действия.

Просил обязать Управление образования ... муниципального района обеспечить 357 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях на территории ... муниципального района Вологодской области, в том числе в сельском поселении ... – 4 дополнительных места, в сельском поселении ... – 344 дополнительных места, в сельском поселении ... – 2 дополнительных места, в сельском поселении ... – 6 дополнительных мест, в сельском поселении ... – 1 дополнительное место

В судебном заседании заместитель прокурора Екимовская Н.А. изменила исковые требования, просила обязать Управление образования ... муниципального района обеспечить 183 дополнительных места в дошкольных образовательных учреждениях на территории поселения «...» и 6 мест - в поселении «...», от остальной части иска отказалась, так как вопрос по обеспечению остальных детей детскими дошкольными учреждениями решен во внесудебном порядке.

Представитель ответчика - Управления образования ... муниципального района Калистратова Е.И. заявленные исковые требования не признала, пояснив, что Управление образования не является надлежащим ответчиком по данному делу. В его функции входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования детям общедоступного бесплатного дошкольного образования. Свои функции Управление образования выполняет, организует общедоступное бесплатное дошкольное образование в пределах количества дошкольных образовательных учреждений и наличия в них мест, ведет учет детей, нуждающихся в дошкольном образовании. Имеющиеся на территории района детские дошкольные учреждения полностью заполнены. Управление образования является бюджетным учреждением, заниматься строительством дошкольных учреждений не имеет возможности. Общеобразовательные услуги предоставляются различных видов, но для предоставления полного комплекса услуг необходимо увеличение подушевого финансирования, предоставляемого областным бюджетом в виде субсидий на организацию дошкольного образования в районе.

Представитель третьего лица - Администрации ... муниципального района Дьяков С.В. подддержал доводы представителя Управления образования ... муниципального района Калистратовой Е.И., пояснив, что в настоящее время Управление образования не сможет обеспечить необходимое количество дополнительных мест в имеющихся детских дошкольных учреждениях. Единственным выходом из создавшегося положения является строительство нового детского сада в селе ... Полагал, что надлежащим ответчиком по делу необходимо признать Департамент муниципальных образований.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление образования ... муниципального района ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду нарушения судом норм материального права, указывая, что в компетенцию Управления образования района не входит ни строительство нового здания, ни создание нового дошкольного образовательного учреждения.

В возражениях, представленных на кассационную жалобу, прокурор ... района просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство так же гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация представления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В соответствии с Уставом ... муниципального района Вологодской области создано Управление образования ... муниципального района Вологодской области, которое обладает правами юридического лица.

В силу пункта 1.4 Положения об Управлении образования ... муниципального района Вологодской области, утвержденного постановлением администрации ... муниципального района от 07 сентября 2009 года № 307, Управление образования ... муниципального района Вологодской области является органом местного самоуправления в сфере образования, входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.

Как следует из материалов дела, состоящие в очереди в детские сады ... муниципального района 189 детей лишены гарантированного государством права на дошкольное образование в связи с недостаточностью мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на территории села ... Вологодской области.

Принимая во внимание данное обстоятельство, суд первой инстанции правомерно возложил на Управление образования ... муниципального района Вологодской области обязанность обеспечить на территории муниципального образования – ... района 189 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях сельских поселений «...» и «...».

Довод кассационной жалобы Управления образования ... муниципального района Вологодской области о том, что в его компетенцию не входит обеспечение дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе путем строительства нового здания и создания нового дошкольного образовательного учреждения, подлежит отклонению по следующим основаниям.

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» учредителем образовательного учреждения могут быть муниципальные образования. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются уполномоченным органом местного самоуправления.

Пунктом 1.5 Положения об Управлении образования ... муниципального района Вологодской области, утвержденного постановлением администрации ... муниципального района от 07 сентября 2009 года № 307, предусмотрено, что Управление образования является органом, уполномоченным осуществлять права учредителя в отношении муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

В силу пункта 2.1 указанного Положения предметом деятельности Управления образования является осуществление управленческих функций в сфере дошкольного образования на территории ... муниципального района.

Кроме того, судом первой инстанции вопрос о строительстве нового детского сада не разрешался.

Таким образом, при рассмотрении дела суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы суда первой инстанции, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 29 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления образования ... муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200