Судья Неронова В.В. № 33-4196/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 09 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Чернышовой Н.Э., Чистяковой Н.М., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Кичменгско-Городецкого района на решение Кичменгско-Городецкого районного суда от 08 августа 2011 года, которым в удовлетворении иска прокурора в защиту интересов Российской Федерации к главе Кичменгско-Городецкого муниципального района о понуждении совершить определенные действия отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района по доверенности Дьякова С.В., начальника Управления образования Кичменгско-Городецкого муниципального района Калистратовой Е.И., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия установила: прокурор Кичменгско-Городецкого района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к главе Кичменгско-Городецкого муниципального района о понуждении произвести определенные действия. В обоснование указал, что в мае-июне 2011 года прокуратурой района проведена проверка по соблюдению администрацией района законодательства о противодействии коррупции в муниципальной службе в части исполнения муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности, требований о предоставлении ежегодно до 30 апреля сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по результатам которой установлено, что Калистратова Е.И., являющаяся начальником Управления образования Кичменгско-Городецкого муниципального района, представила в кадровую службу администрации района недостоверные сведения о своих доходах. А именно, не указала доход в размере ... рублей, полученный по распоряжению администрации района 21 декабря 2010 года №.... Кадровая служба администрации района достоверность сведений, представленных работниками, не проверила, вопрос об ответственности лиц, представивших ложные сведения о своих доходах и имуществе за 2010 год, не поставила. 15 июня 2011 года прокурором района в адрес главы Кичменгско-Городецкого муниципального района вынесено представление об устранении нарушения закона с требованием привлечения лиц, представивших ложные сведения о своих доходах и имуществе за 2010 год, к дисциплинарной ответственности. Глава района виновных лиц к дисциплинарной ответственности не привлек, ограничившись устным замечанием, которое не может рассматриваться в качестве вида дисциплинарной ответственности. Бездействие главы района, выразившееся в нежелании привлекать лиц, виновных в нарушении законодательства о противодействии коррупции, к дисциплинарной ответственности является нарушением законодательства о противодействии коррупции. Обязанность муниципальных служащих представлять сведения о доходах и имуществе установлена Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Невыполнение этой обязанности является правонарушением, влекущим освобождение от занимаемой должности, либо привлечением к иным видам дисциплинарной ответственности. Предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе муниципальным служащим является правонарушением. Установив в администрации района факт нарушения муниципальным служащим требования законодательства о противодействии коррупции, глава района, являющийся для данных лиц нанимателем (работодателем) обязан принять соответствующие меры по профилактике коррупции, уволить таких служащих или привлечь к иной дисциплинарной ответственности. Неисполнение этой обязанности нарушает интересы Российской Федерации. Просил обязать главу Кичменгско-Городецкого муниципального района привлечь к дисциплинарной ответственности начальника Управления образования Кичменгско-Городецкого муниципального района Калистратову Е.И. за представление недостоверных сведений о доходах и имуществе за 2010 год. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно просил признать незаконным отказ главы Кичменгско-Городецкого муниципального района привлечь начальника Управления образования Кичменгско-Городецкого муниципального района Калистратову Е.И. к дисциплинарной ответственности за представление недостоверных сведений о доходах и имуществе за 2010 год. Глава Кичменгско-Городецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представитель администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района по доверенности Дьяков С.В. с исковым заявлением не согласился, пояснил, что денежные средства в сумме ... рублей были выплачены Калистратовой Е.И. по распоряжению главы администрации района. Полагал, что не включение указанной суммы в декларацию не относится к понятию коррупция, предполагающей использование служебного положения с целью получения имущественных или неимущественных благ. Умысла на сокрытие полученного денежного приза у Калистратовой Е.И. не было, никаких корыстных целей она не преследовала. Вопрос о недостоверном представлении сведений о доходах за 2010 год муниципальными служащими был обсужден на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов и споров. Полагал, что интересы Российской Федерации в данном случае не нарушены, оснований для привлечения Калистратовой Е.И. к дисциплинарной ответственности не имеется. Указал на пропуск месячного срока, предусмотренного статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации, для привлечения Калистратовой Е.И. к дисциплинарной ответственности. Калистратова Е.И. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что умысла на сокрытие полученного денежного приза у нее не было, полагала, что данная сумма включена в справку о ее доходах №.... О не включении суммы в размере ... рублей узнала из представления прокурора. Указанная ошибка была исправлена, составлена дополнительная декларация о доходах с указанием данной суммы. Считала, что данное нарушение ею допущено по невнимательности. Признаков коррупции в своем поведении не усматривала. Судом принято приведенное выше решение. В кассационном представлении прокурор Кичменгско-Городецкого района ставит вопрос об отмене решение суда в части отказа в признании незаконным отказа главы Кичменгско-Городецкого муниципального района по привлечению начальника Управления образования Кичменгско-Городецкого муниципального района Калистратовой Е.И. к дисциплинарной ответственности за представление недостоверных сведений о доходах и имуществе за 2010 год и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в этой части, ссылаясь на незаконность, необоснованность, неправильное применение норм материального права. В возражениях на кассационное представление глава Кичменгско-Городецкого муниципального района полагает, что решение вынесено с соблюдением норм материального права, доводы кассационного представления считает необоснованными. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационного представления, представленного возражения, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из материалов дела на основании распоряжения администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области от 21 декабря 2010 года №... по итогам проверки работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кичменгско-Городецкого муниципального района за 2010 год, проводимой комитетом социальной безопасности Вологодской области, начальник Управления образования Кичменгско-Городецкого муниципального района Калистратова Е.И. среди прочих членов комиссии награждена денежным призом в размере ... рублей. 15 июня 2011 года прокурором прокуратуры Кичменгско-Городецкого муниципального района в адрес главы Кичменгско-Городецкого муниципального района Л.А. вынесено представление об устранении нарушения закона по предоставлению муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с требованием привлечения лиц, представивших ложные сведения о своих доходах и имуществе за 2010 год, к дисциплинарной ответственности. Из вышеуказанного представления следует, что Калистратова Е.И., являющаяся начальником Управления образования Кичменгско-Городецкого муниципального района, в Сведениях о доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, и обязательствах имущественного характера, замещающего муниципальную должность района (гражданина при решении вопроса о назначении на муниципальную должность района), должность муниципальной службы района (кандидата на замещение должности муниципальной службы района) не указала сумму ... рублей, полученную по распоряжению администрации района от 21 декабря 2010 года №... Первый заместитель Главы Кичменгско-Городецкого муниципального района Т.Г. в ответ на представление прокурора прокуратуры Кичменгско-Городецкого муниципального района сообщил об отобрании объяснительных по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, изложенных в представлении. В своих объяснительных указанные в представлении лица, в том числе Калистратова Е.И. указали, что неполнота сведений носила непредумышленный характер. Полагая доводы работников убедительными, учитывая тяжесть совершенных проступков и обстоятельства, при которых они были совершены, полагал ограничиться устным замечанием и предложить в дальнейшем не допускать нарушений законодательства. В соответствии с частью 1статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). В силу пункта 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера). Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Согласно пункту 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при применении к работнику дисциплинарного взыскания работодателю надлежит учитывать общие принципы юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. В силу статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Кичменгско-Городецкого муниципального района в части признания незаконным отказа главы Кичменгско-Городецкого муниципального района по привлечению начальника Управления образования Кичменгско-Городецкого муниципального района Калистратовой Е.И. к дисциплинарной ответственности за представление недостоверных сведений о доходах и имуществе за 2010 год, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что применение взыскания за совершение дисциплинарного проступка является правом, а не обязанностью работодателя, имеющего право, учитывая все обстоятельства дела не налагать взыскание на работника, а ограничиться беседой или устным замечанием. В связи с чем по результатам рассмотрения представления прокурора Кичменгско-Городецкого муниципального района заместитель главы Кичменгско-Городецкого муниципального района Т.Г. не стал привлекать виновных лиц, указанных в представлении, в том числе Калистратову Е.И., к дисциплинарной ответственности, а ограничился устным замечанием. Обоснованным также является вывод суда первой инстанции, что срок для привлечения Калистратовой Е.И. к дисциплинарной ответственности, предусмотренный статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации, истек. Судебная коллегия также принимает во внимание, что согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24). По смыслу приведенных взаимосвязанных положений названного Федерального закона, а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит. Доводы кассационного представления не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы кассационной жалобы не опровергают. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Кичменгско-Городецкого районного суда от 08 августа 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Кичменгско-Городецкого района – без удовлетворения. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: Н.Э. Чернышова Н.М. Чистякова