Судья Огурцов В.А. № 33-4377/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 21 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Аганесовой О.Б., судей Маклаковой Н.С., Беляковой В.Н., при секретаре Торковой Т.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Вологодской области по доверенности Виноградовой И.Г. на решение Череповецкого городского суда от 01 августа 2011 года, которым заявление Кадралиевой А.Ф. удовлетворено. Признано незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы России по Вологодской области от 20 мая 2011 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Возложена обязанность на Управление Федеральной миграционной службы России по Вологодской области продлить срок действия статуса вынужденного переселенца Кадралиевой А.Ф. сроком на один год со дня истечения предыдущего срока действия статуса в 2011 году. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Маклаковой Н.С., объяснения представителей Управления Федеральной миграционной службы России по Вологодской области по доверенностям Пороховой А.Н., Крайневой Н.В., судебная коллегия установила: Кадралиева А.Ф. обратилась в суд с заявлением об отмене решения Управления Федеральной миграционной службы (далее – УФМС) России по Вологодской области, указав в обоснование требований, что имеет статус вынужденного переселенца с 29 марта 2002 года. Ежегодно срок действия статуса вынужденного переселенца ей продлевался, однако решением от 20 мая 2011 года ей отказано в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. Указанное решение УФМС России по Вологодской области считает неправомерным, поскольку после рождения детей норма жилой площади на одного человека уменьшилась, в связи с чем она находится в сводных списках вынужденных переселенцев на улучшение жилищных условий. Считает, что обстоятельства, препятствующие обустройству, законом не регламентированы и исчерпывающего перечня их нет. Просит решение УФМС России по Вологодской области от 20 мая 2011 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца признать неправомерным и отменить. В судебном заседании Кадралиева А.Ф. заявление поддержала по этим же основаниям, дополнительно пояснила, что жилое помещение <адрес> занимает по договору коммерческого найма, заключенному с ОАО «Череповецметаллургхимстрой». Представитель УФМС России по Вологодской области по доверенности Порохова А.Н. с заявлением не согласилась. Из писем комитета по управлению имуществом города Череповца следует, что дом <адрес> имеет статус жилого дома и относится к муниципальному жилищному фонду. Заявительница проживет в этом доме и имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения. Следовательно, отсутствуют обстоятельства, препятствующие в обустройстве. На основании этих данных и принято решение об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца. Представитель заинтересованного лица мэрии города Череповца по доверенности Михайлова Г.В. заявление Кадралиевой А.Ф. поддержала и пояснила, что заявительница проживает в комнате <адрес>, дом передан в муниципальную собственность по договору от 29 июня 2001 года от ОАО «Череповецметаллургхимстрой». Поскольку Кадралиева А.Ф. вселена в указанное жилое помещение после передачи дома в муниципальную собственность, заявитель не имеет права на приватизацию занимаемого помещения. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе представитель УФМС России по Вологодской области по доверенности Виноградова И.Г. считает решение незаконным и необоснованным, просит его отменить. Указывает в жалобе, что Кандралиева А.Ф. вселена в жилое помещение на основании ордера для проживания в нем постоянно. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет и продлевается территориальным органом Федеральной миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства. В соответствии с п. п. 20, п. 25 "Административного регламента ФМС по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца...", утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.12.2007 г. N 465, при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен: при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. Из материалов дела следует, что статус вынужденного переселенца предоставлен Кадралиевой А.Ф. 29 марта 2002 года Управлением Федеральной миграционной службой Вологодской области. Кадралиевой А.Ф. и ее матери М.Р.А., умершей <ДАТА>, ОАО «Череповецметаллургхимстрой» предоставило комнату №... по договору найма по адресу: <адрес>. С 13 июля 2001 года Кадралиева А.Ф. в этой комнате зарегистрирована по месту жительства и состоит в очереди на получение жилого помещения. Решением УФМС России по Вологодской области от 20 мая 2011 года Кадралиевой А.Ф. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на основании п. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" - отсутствие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, поскольку Кадралиева А.Ф. постоянно зарегистрирована на жилой площади - в комнате <адрес>. Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы ее дети - К.Д.Н. с 27.11.2001 года и К.Т.Н. с 26.03.2009 года. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что регистрация Кадралиевой А.Ф. на вышеуказанной жилой площади носила лишь административный характер и была необходима для получения статуса вынужденного переселенца. Заявительница с детьми зарегистрированы на жилой площади размером ... кв. м, где доля каждого составляет ... кв. м; занимаемое Кадралиевыми указанное жилое помещение не соответствует требованиям статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанный вывод суда принят без учета действующего законодательства и фактических обстоятельств дела. В соответствии с подп.3 п.3 ст.7 ФЗ РФ от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания. В силу подп. "б" п. 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 года N 845, территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев, в том числе проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма; постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи. Из анализа указанных нормативных актов следует, что проживание вынужденных переселенцев в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма свидетельствует об их обустройстве на новом месте жительства и не влечет продление статуса вынужденного переселенца. Указание на проживание в таких помещениях вынужденных переселенцев с соблюдением норм обеспеченности их жилой площадью в Положении не содержится. Понятие "обустройство на новом месте жительства" не предусматривает обязательное обеспечение переселенцев жилым помещением с учетом норм представления, установленных жилищным законодательством, в виде отдельной квартиры. Заключение договора социального найма жилого помещения меньшей площадью не лишает переселенца возможности дальнейшего улучшения жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством РФ. Кроме того, возложение на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанности по оказанию переселенцам помощи в таком обустройстве не освобождает самих вынужденных переселенцев от обязанности принять меры к своему обустройству на новом месте жительства. Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по управлению имуществом мэрии г.Череповца от 27.11.2007 года № 1202р ликвидирован объект недвижимости как объект права – девятиэтажное здание (общежитие), расположенное по адресу: <адрес>, в связи с преобразованием в следующие объекты: комнаты и нежилые помещения (л.д.20). Согласно письма заместителя председателя Комитета по управлению имуществом мэрии г.Череповца от 22.06.2011 года № 01-27-1/3427 дом <адрес> имеет статус жилого дома и относится к жилищному фонду социального использования (л.д.19). С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что истица, проживающая в жилищном фонде социального использования и имеющая постоянную регистрацию по месту проживания, обустроена на новом месте жительства, вследствие чего ей правомерно отказано в продлении статуса вынужденного переселенца. При указанных обстоятельствах решение по делу подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Череповецкого городского суда от 01 августа 2011 года отменить, принять по делу новое решение, которым Кадралиевой А.Ф. в удовлетворении заявленных требований отказать. Председательствующий: Судьи: