Кассационное определение № 33-4382/2011 от 21 сентября 2011 года



Судья Огурцов В.А.

№ 33-4382/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

21 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Аганесовой О.Б.,

судей Маклаковой Н.С., Беляковой В.Н.,

при секретаре Торковой Т.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Погарской Н.А. на решение Череповецкого городского суда от 11 августа 2011 года, которым исковое заявление Погарской Н.А. к мэрии города Череповца и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Маклаковой Н.С., объяснения Погарской Н.А., ее представителя Шангиной С.Е., судебная коллегия

установила:

Погарская Н.А. обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, указав в обоснование, что является ребенком-сиротой с 1976 года. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях она с несовершеннолетней дочерью А. состоит в мэрии города Череповца с <ДАТА>, учетный номер №.... Квартира ей до сих пор не предоставлена.

Просила обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение по договору социального найма согласно норме предоставления.

В судебном заседании истица Погарская Н.А. исковые требования поддержала, пояснила, что отца не имеет, мать лишена родительских прав решением Бабаевского районного суда в 1976 году. Воспитывалась в детских социальных учреждениях области. В 1989 году пыталась встать на очередь как сирота, но не имела соответствующих документов и регистрации.

Представитель мэрии города Череповца по доверенности Воронова М.Ю. иск не признала, пояснила, что истица в очереди на внеочередное получение жилья как сирота не состояла, состоит в общей очереди. В настоящее время возраст истицы превысил 23 года.

Представитель Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просит рассмотреть дело без участия представителя, указывая, что Погарской Н.А. необходимо было встать на учет до 23 лет по отдельному списку в соответствии с категорией граждан (граждане, имеющие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Погарская Н.А. считает решение незаконным и необоснованным, просит его отменить. Указывает в жалобе, что до 23-х лет обращалась в мэрию г.Череповца о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но ей было отказано в связи с отсутствием личного дела и регистрации в г.Череповце.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года, а также из статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 закона Вологодской области от 17 июля 2006 года №1471-03 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по выбору лица, нуждающегося в жилом помещении органами местного самоуправления области: по месту жительства ребенка, выявленного как оставшегося без попечения родителей, где он постоянно или преимущественно проживал до определения ему формы устройства, предусмотренной законодательством либо по месту пребывания ребенка в семье опекуна, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если ребенок находился там десять и более лет (при отсутствии закрепленного жилого помещения). В случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее, чем до достижения возраста 23 лет.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

По смыслу перечисленных выше правовых норм только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из материалов дела следует, что мать Погарской Н.А. решением Бабаевского районного суда от 27 апреля 1976 года была лишена родительских прав, истица была передана на воспитание органам опеки и попечительства. С 1976 года по 1982 год Погарская Н.А. воспитывалась в детских домах Вологодской области, при поступлении в детский дом жилья за ней не закреплялось.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Погарская Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, до достижения 23-летнего возраста поставлена не была. Истица была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в общую очередь на основании постановления № 2696 от 19 июля 2010 года. В настоящее время ей исполнилось 39 лет и правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма Погарской Н.А. не имеется.

Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, в порядке ст. 362 ГПК Российской Федерации влекущих отмену решения суда. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 11 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Погарской Н.А. – без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200