Кассационное определение № 33-4393 от 23 сентября 2011 года



Судья Андреева С.А.

№ 33-4393/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

23 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Чистяковой Н.М., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации сельского поселения Сиучское Бабаевского муниципального района на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 15.08.2011, которым исковые требования прокурора Бабаевского района удовлетворены.

На администрацию сельского поселения Сиучское Бабаевского муниципального района возложена обязанность в срок до 01 ноября 2011 года: разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, а именно: устроить защитные противопожарные полосы, удалить сухую растительность на территории деревни ... Сиучского сельского поселения Бабаевского муниципального района, находящейся в непосредственной близости к лесу; возвести у искусственного водоема деревни ... Сиучского сельского поселения Бабаевского муниципального района площадку (пирс) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

проведенной отделом надзорной деятельности МЧС России по Вологодской области Бабаевского района проверкой соблюдения администрацией сельского поселения Сиучское Бабаевского муниципального района правил пожарной безопасности в деревне ... Сиучского сельского поселения установлены нарушения требований статьи 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и принятых в соответствии с названным законом Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313 (далее - ППБ 01-03).

14.04.2011 администрация сельского поселения Сиучское привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде административного штрафа.

Одновременно администрации сельского поселения Сиучское выдано предписание № №... по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.06.2011.

Ссылаясь на неустранение нарушений требований пожарной безопасности, 29.06.2011 прокурор Бабаевского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Сиучское Бабаевского муниципального района о возложении обязанности совершения определенных действий.

В обоснование исковых требований указал, что администрацией сельского поселения Сиучское в деревне ... указанные в предписании от 14.04.2011 нарушения требований пожарной безопасности не устранены - мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности) не разработаны и не выполнены; площадка (пирс) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у искусственного водоисточника деревни ... не возведена.

Просил суд обязать администрацию сельского поселения Сиучское Бабаевского муниципального района в срок до 01.09.2011 разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, а именно: устроить защитные противопожарные полосы, удалить сухую растительность на территории деревни ... Сиучского сельского поселения Бабаевского муниципального района, находящейся в непосредственной близости к лесу, а также в срок до 01.11.2011 возвести у искусственного водоема деревни ... сельского поселения Сиучское Бабаевского муниципального района площадку (пирс) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В судебном заседании помощник прокурора Гриманов А.М. заявленные исковые требования поддержал, просил суд обязать ответчика выполнить требуемые действия в срок до 01.11.2011.

Представители ответчика - администрации сельского поселения Сиучское по доверенности Смирнова М.А. и Карпцова Т.Ю. иск признали частично, пояснив, что администрация сельского поселения Сиучское не отказывается выполнять мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, однако выполнение работ по устройству защитной противопожарной полосы затруднено в связи с тем, что границы населенного пункта ... в натуре не установлены, генерального плана поселения не имеется, финансирования на эти цели нет. Требования прокурора об устройстве у искусственного водоема площадки с твердым покрытием противоречат требованиям части 5 статьи 68 Федерального закона от 28.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которой допускается не предусматривать водоснабжение по наружному пожаротушению в поселениях с количеством жителей до 50 человек. В деревне ... в настоящее время постоянных жителей 9 человек, в летнее время – 45, искусственный водоем имеется.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе администрация сельского поселения Сиучского Бабаевского муниципального района ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду неправильного применения судом норм материального права, указывая на сложное финансовое положение в сельском поселении Сиучское, выполнение первичных мер пожарной безопасности, затруднения при выполнении работ по устройству защитной противопожарной полосы у деревни ... в отсутствие генерального плана сельского поселения, отсутствие обязанности у сельского поселения возведения площадки у водоема.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.

Статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрены первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 9 статьи 4 Устава сельского поселения Сиучское обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Деревня ... расположена на территории сельского поселения Сиучское в лесном массиве.

Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313(далее ППБ 01-03), установление требований пожарной безопасности обеспечивает защиту жизни и здоровья людей.

Пунктом 94 ППБ 01-03 предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В силу пункта 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Как следует из материалов дела, администрацией сельского поселения Сиучское не были выполнены требования нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, что подтверждается актом проверки органом государственного контроля юридического лица от 13.04.2011 № ..., постановлением № ... о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 14.04.2011, информацией о противопожарном состоянии деревни ... на территории Бабаевского района от 28.06.2011 № ..., фототаблицей и другими материалами дела.

В нарушение пункта 112 ППБ 01-03 администрацией сельского поселения Сиучское не были разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности).

Кроме того в нарушение требования пункта 94 ППБ 01-03 не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м у имеющегося в деревне ... водоема для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие генерального плана сельского поселения и финансирования не является основанием для освобождения от выполнения требований нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности.

Отсутствие у администрации сельского поселения Сиучское денежных средств для осуществления финансирования затрат на выполнение противопожарных мероприятий не освобождает её от выполнения этой обязанности.

Доводы ответчика относительно того, что в соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона от 28.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускается не предусматривать водоснабжение по наружному пожаротушению в поселениях с количеством жителей до 50 человек, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. При наличии в деревне ... искусственного водоисточника в соответствии с пунктом 94 ППБ 01-03 к нему должен быть устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Несоблюдение требований пожарной безопасности в силу статьи 34 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» влечет нарушение прав граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о возложении на администрацию сельского поселения Сиучское обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 15.08.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации сельского поселения Сиучское Бабаевского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200