Кассационное определение № 33-4306 от 21 сентября 2011 года



Судья Михеев Н.С. № 33-4306/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда 21 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Чистяковой Н.М., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 12.08.2011, которым в удовлетворении требований прокурора Белозерского района о признании не­законным и недействующим с момента принятия постановления администрации горо­да Белозерска №06 от 14 января 2011 года «О регистрационном учете граждан по мес­ту пребывания и по месту жительства в многоквартирных домах муниципального об­разования «Город Белозерск» отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия

установила:

постанов­лением администрации города Белозерска от 14.01.2011 №06 «О регистрационном учете граждан по месту пребывания и по месту жительства в многоквартирных домах муниципального образования «Город Белозерск» регистрационный учет граждан по месту пребы­вания и по месту жительства в многоквартирных домах возложен на управляющие компании и на товарищества собственников жилья, а в тех домах, где способ управле­ния не выбран, обязанность регистрации граждан возложена на МУ «...».

Постановлением администрации города Белозерска от 03.03.2011 №44 в постановление администрации города Белозерска от 14.01.2011 №06 внесены изменения: в тексте слова «регистрационный учет» заменены словами «первичный прием документов на регистрацию и снятие с ре­гистрационного учета».

02.08.2011 прокурор Белозерского района обратился в суд с заявлением к администрации города Белозерска о признании нормативного правового акта - постановления от 14.01.2011 №06 незаконным и недействующим с момента принятия.

В обоснование требований указал, что в соответствии с законодательством Российской Федерации в населенных пунктах органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по мес­ту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также Перечень лиц, ответственных за регистрацию, утверждается Правительством Российской Федерации. Органы мест­ного самоуправления данными полномочиями не наделены. Допол­нительное правовое регулирование в данной сфере не требуется, принятие нормативно-правовых актов в данной сфере относится к полномочиям Российской Федерации. Таким образом, ад­министрацией города Белозерска нормативно-правовой акт принят за пределами ком­петенции органов местного самоуправления.

В судебном заседании прокурор Новицкий М.В. доводы заявления поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации города Белозерска Мамонов Е.Е. доводы заявления прокурора Белозерского района не признал, пояснив, что превышения полномо­чий при принятии постановления со стороны администрации города не имеется. Постановление было принято с целью урегулирования вопросов приема заявле­ний от граждан на регистрацию. До его принятия данную услугу на территории горо­да монополизировала управляющая компания ООО «...», в которой находились все первичные документы и карточки учета. При этом другая управляющая компания - МУП «...» вынуждена была оплачивать ООО «...» данную услугу. Документы от граждан, проживающих в домах, обслуживаемых товариществами соб­ственников домов, ООО «...» вообще не принимало. Для урегулирования дан­ной ситуации администрация города вынуждена была принять постановление, которым прием заявлений от граждан на регистрацию был возложен на управляющие компании, обслуживающие дома, в которых проживают данные граждане. В тех домах, где способ управления домом не выбран, функ­ции по первичному приему документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета возложены на МУ «...», которое также осуществляет управление экс­плуатацией жилого фонда. После вынесения данного постановления ситуация с приемом документов граждан стабилизировалась, споры между управляющими компа­ниями прекратились.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор, участвовавшей в деле, ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду нарушения судом норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационного представления, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обще­ством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пре­бывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистра­ции и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пре­бывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Рос­сийской Федерации.

В силу пункта 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Согласно Пе­речню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному тем же постановлением Правительства Российской Федерации, к числе должностных лиц, ответственных за регистрацию, отнесены должност­ные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Россий­ской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Рос­сийской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муници­пального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях го­сударственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица това­рищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за ре­гистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответст­венные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жи­лищно-строительных кооперативов; уполномоченные должностные лица, ответствен­ные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах от­дыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемым постановлением выполнение функций по обеспечению регистрационного учета граждан возложены на управляющие компании и товарищества собственников жилья, а в тех домах, где способ управления не выбран, - МУ «...», имеющих полномочия по распоряжению жилищным фондом, что не противоречит требованиям Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713.

Доводы прокурора относительно того, что постановление принято с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подлежат отклонению, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, его следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда Вологодской области от 12.08.2011 оставить без изменения, кассационное представление прокурора, участвовавшего в деле, – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200