Судья Новгородов В.Н. № 33-4536/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 28 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Аганесовой О.Б., судей Теплова И.П., Маклаковой Н.С., при секретаре Торковой Т.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации Бабушкинского муниципального района на решение Тотемского районного суда от 06 сентября 2011 года, которым заявление заместителя прокурора Бабушкинского района удовлетворено. На администрацию Бабушкинского муниципального района Вологодской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2011 года ликвидировать свалку отходов деревообработки, расположенную <адрес>. На администрацию Бабушкинского муниципального района возложена обязанность принять меры по недопущению дальнейшего складирования отходов лесопиления на данном земельном участке. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения представителя администрации Бабушкинского муниципального района по доверенности Власова С.А., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия установила: заместитель прокурора Бабушкинского района Вологодской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился 27.07.2011 в суд с иском к администрации Бабушкинского муниципального района об оспаривании бездействия. В обоснование иска указал, что в карьере рядом с бывшим кирпичным заводом <адрес> расположена несанкционированная свалка отходов лесопиления, образованных от деятельности цехов лесопиления индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Бабушкинского сельского поселения. Указанная свалка периодически возгорается, что создает угрозу возникновения пожара в прилегающем лесном массиве, а также ведет задымление населенного пункта. Существование неорганизованной свалки отходов лесопиления свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Просил возложить на ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанную свалку, принять меры по недопущению дальнейшего складирования отходов лесопиления на данном земельном участке. В судебном заседании заместитель прокурора Бабушкинского района Свистунов Д.А. заявленные требования поддержал, просил обязать администрацию района ликвидировать свалку до 31.12.2011, пояснил, что весь район завален несанкционированными свалками. Организация утилизации отходов на территории Бабушкинского района входит в полномочия Администрации Бабушкинского муниципального района. Представители ответчика администрации Бабушкинского муниципального района по доверенности Власов С.А., Томилова С.С. с иском не согласились, суду пояснили, что администрация Бабушкинского муниципального района является казенным учреждением, финансируется за счет средств бюджета по смете. В полномочия администрации не входит ликвидация свалок на территории района. По организации утилизации отходов администрацией принимаются меры, проводились совещания с индивидуальными предпринимателями, предложен земельный участок под свалку. По данной свалке выявлен индивидуальный предприниматель, который привлечен к административной ответственности, следовательно, он и должен заниматься уборкой отходов. Просили отказать в удовлетворении требований прокурора. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе администрация Бабушкинского муниципального района просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что администрация является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку указанный земельный участок не находится в собственности муниципального образования - Бабушкинский муниципальный район. Полагает, что обязанность по ликвидации должна быть возложена на Департамент лесного комплекса Вологодской области в лице Бабушкинского районного отдела государственного лесничества, как на орган исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда. Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. Из материалов дела усматривается, что <адрес> в карьере рядом с бывшим кирпичным заводом на земельном участке площадью 3172 кв.м расположена несанкционированная свалка отходов лесопиления, которая на баланс и обслуживание какой-либо организации не передавалась, в пожароопасный период времени происходит самовозгорание указанных отходов. Данные отходы были самовольно размещены в указанном месте индивидуальным предпринимателем А., который арендует цех лесопиления. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Согласно ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, к вопросам местного значения городского округа относятся - мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно требованиям части первой статьи 31 Устава Бабушкинского муниципального района, принятого районным референдумом 22 - 23 января 1995 года и зарегистрированного в Правительстве Вологодской области 16 августа 2005 г. N 900 (в редакции решения Представительного Собрания Бабушкинского муниципального района от 30.06.2010 N 176) администрация Бабушкинского муниципального района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района. В силу пункта 14 части 1 статьи 18, пункта 11 части 1 статьи 32 данного Устава организация утилизации и переработки промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, разрешение которого отнесено к полномочиям администрации Бабушкинского муниципального района. Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов лесопиления находится на территории Бабушкинского муниципального района, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга жителей указанного муниципального района, создает опасность причинения вреда окружающей среде; что разрешение вопроса по утилизации указанных промышленных отходов относится к полномочиям администрации Бабушкинского муниципального района, которая является надлежащим ответчиком по настоящему делу, вывод суда о правомерности заявленных прокурором требований соответствует требованиям действующего законодательства. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции. При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Тотемского районного суда от 06 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Бабушкинского муниципального района – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: