Судья Колодезный А.В. № 33-4524/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 30 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Чекавинской Н.И., Чистяковой Н.М., при секретаре Михайловой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению Вологодской транспортной прокуратуры на решение Вологодского городского суда от 16 августа 2011 года, которым заявление Вологодской таможни удовлетворено. Требование исполняющего обязанности Вологодского транспортного прокурора от 26 апреля 2011 года «Об устранении нарушений федерального законодательства» признано незаконным. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Вологодской таможни по доверенности Стречиной Е.В., судебная коллегия установила: 17 марта 2011 года исполняющей обязанности Вологодского транспортного прокурора К.Г. в адрес начальника Вологодской таможни С.С. вынесено представление об устранении нарушений Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Ссылаясь на не исполнение требований, указанных в представлении, 26 апреля 2011 года исполняющая обязанности Вологодского транспортного прокурора К.Г. вынесла в адрес начальника Вологодской таможни С.С. требование об устранении нарушений федерального законодательства. 29 июня 2011 года Вологодская таможня обратилась в суд с заявлением о признании недействительным требования Вологодской транспортной прокуратуры от 26 апреля 2011 года об устранении нарушений федерального законодательства. В обоснование указала, что данное требование нарушает права и свободы таможенного органа – незаконно возлагает на него несвойственные ему функции и обязывает к совершению действий, противоречащих законодательству. Во исполнение положения статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление Вологодской транспортной прокуратуры №... от 17 марта 2011 года было рассмотрено таможней совместно с помощником транспортного прокурора А.Р. 11 апреля 2011 года, протокол направлен в адрес Вологодской транспортной прокуратуры письмом от 18 апреля 2011 года №.... В подтверждении доводов, изложенных в представлении, прокуратурой конкретных сведений по каждому из должностных лиц таможни о том, какие именно нарушения ими допущены, а также данных о расхождении сумм доходов, представлено не было. В ходе рассмотрения представления было принято решение о подготовке таможней окончательного ответа при получении информации из налогового органа по запросу Вологодской транспортной прокуратуры содержащей полные данные о доходах сотрудников таможни. Письмом от 15 апреля 2011 года №... Вологодская таможня направила в адрес прокуратуры ответ на представление. До настоящего времени какие-либо уточненные сведения, позволяющие идентифицировать данные по каждому из указанных в представлении должностных лиц, в адрес таможни не поступали, в связи с чем правовых оснований для назначения и проведения служебных проверок у таможенного органа не имеется. Просила признать требование Вологодской транспортной прокуратуры от 26 апреля 2011 года об устранении нарушений федерального законодательства недействительным и отменить. В дополнении к заявлению Вологодская таможня указала, что обязанность по представлению объективных и полных доказательств, свидетельствующих о том, что совершенное должностным лицом нарушение, явившееся поводом к применению дисциплинарной ответственности, в действительности имело место, в данном случае лежит на Вологодской транспортной прокуратуре. Сведения по каждому должностному лицу, которые могли бы быть положены в основу проведения служебной проверки, до настоящего времени прокуратурой не представлены. Информация от иных государственных органов с указанием на имеющееся расхождение с данными о доходах в адрес таможни не поступала. В судебном заседании представитель Вологодской таможни по доверенности Стречина Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить. Прокурор Вологодской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судом принято приведенное выше решение. В кассационном представлении Вологодская транспортная прокуратура ставит вопрос об отмене решения суда с направлением дела на новое рассмотрение по мотиву незаконности и нарушения норм процессуального права. В возражениях на кассационную жалобу представитель Вологодской таможни по доверенности Стречина Е.В. просит оставить решение суда без изменения, кассационное представление – без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационного представления, представленных возражений, полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности указанных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия (статья 8 названного Федерального закона). В соответствии с положениями части1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. В целях организации исполнения названного Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 года N Пр-1568 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, согласно подпункту «б» пункта 4 которого Генеральному прокурору Российской Федерации поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам поручено усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе (подпункт «б» пункта 5 Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы). Статьей 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ установлено, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в таможенных органах осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры (статья 58 названного Закона). Как следует из материалов дела исполняющей обязанности Вологодского транспортного прокурора К.Г. 17 марта 2011 года в адрес начальника Вологодской таможни С.С. вынесено представление об устранении нарушений Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Из указанного представления следует, что в ходе проведения контрольных мероприятий Управлением Федеральной Налоговой службы по Вологодской области выявлено несоответствие сведений о доходах, указанных в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего со сведениями, имеющимися в налоговом органе, у следующих лиц: Ф.А., К.Д., К.В., С.М., Ш.А., Н.А., С.Е., С.Н., М.С., С.Н., К.Е., П.Н., А.И., К.М., С.Н., С.А., К.Л., К.О., К.В., П.Д. Также установлено отсутствие в налоговом органе справок о доходах в отношении следующих лиц: Г.Я., Ю.Е., С.О., Н.Т., О.И., Т.Е., П.С., К.Э., Я.А. Выявлены факты не указания суммы дохода, подлежащего проверке в отношении В.И., К.Л. В представлении изложено требование незамедлительного рассмотрения настоящего представления с участием Вологодского транспортного прокурора, принятия конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Решить вопрос об ответственности должностных лиц Вологодской таможни, допустивших нарушение закона. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Вологодскую транспортную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок. 11 апреля 2011 года при рассмотрении представления Вологодской транспортной прокуратуры с участием помощника транспортного прокурора А.Р. было принято решение о рассмотрении данного представления после получения из налогового органа ответа на запрос Вологодской транспортной прокуратуры. Ответ на представление направлен в адрес Вологодской транспортной прокуратуры 15 апреля 2011 года за №.... 26 апреля 2011 года исполняющая обязанности Вологодского транспортного прокурора К.Г. в адрес начальника Вологодской таможни С.С. вынесла требование о принятии конкретных мер по устранению указанных в представлении нарушений, назначении и проведении служебной проверки в отношении указанных в представлении лиц. Исходя из содержания части 1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с частью 1статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (часть 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Удовлетворяя заявление и признавая требование исполняющей обязанности Вологодского транспортного прокурора от 26 апреля 2011 года «Об устранении нарушений федерального законодательства» незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что в установленном порядке достаточной информации о несоответствии сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих нанимателю не было представлено, в связи с чем основания для проведения проверки достоверности и полноты указанных этими государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отсутствуют. Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям. Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 02 сентября 2008 года № 1083 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации» утверждена Инструкция об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации. Так, на основании пункта 1 Инструкции служебная проверка проводится в целях выявления фактов, обстоятельств, причин совершения сотрудниками таможенных органов дисциплинарных проступков. Служебная проверка проводится по решению начальника таможенного органа (пункт 2 Инструкции). Согласно пункту 5 Инструкции поводом для проведения служебной проверки является, в том числе информация, изложенная в представлении, сообщении (ориентировке) органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого государственного органа или его должностного лица, а также содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в письмах, заявлениях юридических или физических лиц. В соответствии с пунктом 6 Инструкции при выявлении одного из перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 5 настоящей Инструкции поводов для проведения служебной проверки начальник таможенного органа обязан принять незамедлительные меры по организации и ее проведению. Принимая во внимание то обстоятельство, что начальник Вологодской таможни С.С. меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, не предпринял, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в Вологодскую транспортную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок не сообщил, требование исполняющей обязанности Вологодского транспортного прокурора К.Г. о принятии конкретных мер по устранению нарушений, указанных в представлении, и назначении и проведении служебных проверок в отношении лиц, указанных в представлении, является правомерным. С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований Вологодской таможни у суда не имелось. При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами заявителя об отсутствии в представлении прокурора достаточной и полной информации о допущенных сотрудниками Вологодской таможни нарушениях при предоставлении сведений о доходах, что не позволило провести служебную проверку. Лица, допустившие нарушения при составлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в представлении прокурора об устранении нарушений Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 17 марта 2011 года перечислены, конкретные нарушения, допущенные ими, указаны. Согласно статье 7 Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 (в ред. от 21 июля 2010 года) проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими осуществляют кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности (далее - кадровые службы), по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа. При осуществлении проверки должностные лица кадровых служб вправе: а) проводить беседу с государственным служащим; б) изучать представленные государственным служащим дополнительные материалы; в) получать от государственного служащего пояснения по представленным им материалам; г) направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению (статья 15 Положения). Вместе с тем, при рассмотрении дела, суд первой инстанции оставил без внимания упомянутые нормы материального права, ошибочно сделав вывод о незаконности требований Вологодской транспортной прокуратуры. При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене. Судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Вологодской таможни о признании требования Вологодской транспортной прокуратуры от 26 апреля 2011 года об устранении нарушений федерального законодательства недействительным и подлежащим отмене отказать. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 16 августа 2011 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Вологодской таможни о признании требования Вологодской транспортной прокуратуры от 26 апреля 2011 года об устранении нарушений федерального законодательства недействительным и подлежащим отмене отказать. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: Н.И. Чекавинская Н.М. Чистякова