Судья Михеев Н.С. № 33-4473/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 05 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Чекавинской Н.И., Слепухина Л.М., при секретаре Михайловой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Наш дом» по доверенности Золотаревой А.Н. на решение Белозерского районного суда от 18 августа 2011 года, которым требования прокурора Белозерского района Вологодской области удовлетворены. Бездействие общества с ограниченной ответственностью «Наш дом» по факту неустранения несанкционированной свалки признано незаконным. На общество с ограниченной ответственностью «Наш дом» возложена обязанность в месячный срок с момента вступления данного решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной в ... метрах от жилых домов <адрес> В удовлетворении требований к администрации города Белозерска отказано. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью «Наш дом» государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме ... рублей. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Наш дом» Золотаревой А.Н., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: прокурор Белозерского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц 02 августа 2011 года обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Белозерска, обществу с ограниченной ответственностью «Наш дом» (далее ООО «Наш дом») о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования. В обоснование указал, что по заявлению М.Д. прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории <адрес>, между домом №... и ... обводным каналом, вокруг контейнерной площадки образовалась несанкционированная свалка. На момент проверки контейнеры, установленные на данной контейнерной площадке, были переполнены. Твердые бытовые отходы заполняют прилегающие к контейнерной площадке территорию и канаву. Протяженность свалки с севера на юг – ... метров, с запада на восток – ... метров, приблизительная площадь – ... кв.м. Наличие несанкционированной свалки негативным образом сказывается на состоянии окружающей природной среды и может вызвать возникновение опасных заболеваний среди населения муниципального образования и населения других территорий. В соответствии с договорами управления многоквартирным домом от 01 августа 2009 года управление жилыми домами <адрес>, а также вывоз и размещение твердых бытовых отходов на городской свалке осуществляет ООО «Наш дом». Система санитарной очистки и уборки территории, прилегающей к домам <адрес>, организованная администрацией города Белозерска и ООО «Наш дом», не обеспечивает рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. Полагал, что бездействием ответчиков нарушаются права жителей, проживающих на территории <адрес> на благоприятную окружающую среду, чистый воздух и охрану здоровья. Просил признать незаконным бездействие администрации города Белозерска и ООО «Наш дом» по факту организации несанкционированной свалки. Возложить на ответчиков обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки в <адрес>. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил установить срок для исполнения решения суда в один месяц с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель администрации города Белозерска по доверенности Мамонов Е.Е. заявленные требования не признал, суду пояснил, что на основании конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами с управляющей компанией ООО «Наш дом» 01 августа 2009 года заключены договоры на управление домами <адрес>, на основании которых управляющая компания обязана оказывать работы и услуги жителям домов согласно Перечню, указанному в Приложении № 1. В числе прочих в данном Перечне содержится обязанность ООО «Наш дом» по вывозу мусора, которая управляющей компанией не выполняется, мусор из контейнеров не вывозится, в связи с чем на контейнерной площадке и возле нее образовалась несанкционированная свалка. Полагал, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на ООО «Наш дом». Представители ООО «Наш дом» Романова В.С. и по доверенности Золотарева А.Н. требования прокурора не признали, в возражении указали, что на основании договоров управления многоквартирным домом от 01 августа 2009 года ООО «Наш дом» передано управление домами <адрес>. Полагали, что перечень работ и услуг, указанный в Приложении № 1, носит общий характер, применительно к каждому дому необходимо определять отдельный перечень услуг. При заключении указанного договора документы, подтверждающие наличие контейнерной площадки, ООО «Наш дом» переданы не были. Считали, что несанкционированная свалка не относится к домам <адрес>, в общей схеме расположения контейнерных площадок она не указана, место, где образовалась свалка, нельзя обозначить как контейнерная площадка. Полагали, что ответственность за образование несанкционированной свалки должна нести администрация города Белозерска. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе представитель ООО «Наш дом» по доверенности Золотарева А.Н., ссылаясь на доводы, приведенные в ходе судебного разбирательства, ставит вопрос об отмене решения суда. В возражениях на кассационную жалобу прокурор прокуратуры Белозерского района просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, представленного возражения, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что в силу положений части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 18 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с пунктом 3.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории. Из материалов дела следует, что согласно акту осмотра от 16 июля 2011 года №..., проведенному администрацией Белозерского муниципального района Вологодской области и схемы расположения несанкционированной свалки Государственного инспектора в области охраны окружающей среды Вологодской области по Белозерскому муниципальному району Ж.Д. установлена несанкционированная свалка бытовых отходов на территории муниципального образования <адрес>. Свалка располагается вокруг контейнерной площадки. На момент проверки контейнеры, установленные на данной контейнерной площадке, предназначенные для временного хранения твердых бытовых отходов жителей домов №... – переполнены, твердые бытовые отходы заполняют прилегающую к контейнерной площадке территорию и канаву. Протяженность свалки с севера на юг – ... метров, с запада на восток – ... метров, приблизительная площадь – ... кв.м. Расстояние от свалки до ... канала – ... метров на север. Ширина водоохраной зоны ... канала – ... метров. Свалка находится в водоохраной зоне ... канала. Расстояние от свалки до дома №... метров на юг. Удовлетворяя требования прокурора Белозерского района в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, принимая во внимание, что ООО «Наш дом» согласно договоров управления многоквартирным домом №... является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов <адрес> которая обязанности по уборке мусора на контейнерных площадках, а также вывозу мусора и бытовых отходов не исполняет, несанкционированная свалка твердых бытовых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес>, создает опасность причинения вреда окружающей среде, правомерно возложил обязанность по ликвидации свалки отходов потребления на ООО «Наш дом», что соответствует требованиям норм действующего законодательства. При этом суд правомерно указал, что в соответствии с пунктами 21 – 23 Перечня, периодичности и стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников жилых помещений многоквартирных домов, имеющемуся в приложении № 1 к договорам управления многоквартирным домом №..., в обязанности ООО «Наш дом» входит уборка и очистка придомовой территории от мусора (не реже одного раза в неделю), уборка мусора на контейнерных площадках (не реже одного раза в неделю), вывозка мусора, в том числе крупногабаритный (по графику). Доводы кассационной жалобы о том, что несанкционированная свалка не является контейнерной площадкой, не имеет отношения к жилым домам, обслуживаемым обществом, границы площадки в кадастровом плане не отражены, площадка на баланс общества не передана и за обществом не закреплена, являются необоснованными, поскольку судом установлено, что спорные жилые дома не оборудованы мусоропроводом, каких-либо других контейнеров для бытовых отходов на придомовой территории не установлено, в связи с чем жители утилизируют мусор на спорную контейнерную площадку. Кроме того на основании заключенных договоров по управлению многоквартирным домом ООО «Наш дом» является лицом, ответственным за содержание контейнерной площадки, расположенной в ... метрах от жилых домов <адрес>. Расположение объекта, предназначенного для обслуживания жилых домов, на земельном участке, не поставленном на кадастровый учет, не свидетельствует об отсутствии у управляющей организации обязанности следить за надлежащим состоянием объекта, находящегося на придомовой территории. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к отмене принятого судом решения по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Белозерского районного суда от 18 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Наш дом» по доверенности Золотаревой А.Н. - без удовлетворения. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: Н.И. Чекавинская Л.М. Слепухин