Кассационное определение № 33-4517 от 12 октября 2011 года



Судья Белозерова Л.В.

№ 33-4517/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

12 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Король И.Н.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 25 августа 2011 года, которым признано незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия решение ГУ - УПФ РФ в г. Сокол Вологодской области от <ДАТА> №... об отказе в назначении досрочной пенсии Павлушковой С.В..

На государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области возложена обязанность зачесть Павлушковой С.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периоды:

с 01 июня 2000 года по 15 октября 2000 года - нахождения в отпуске по беременности и родам, с 04 мая 2009 года по 29 мая 2009 года - нахождение на курсах усовершенствования.

На государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области возложена обязанность назначить Павлушковой Светлане Владимировне досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 27 июня 2011 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., судебная коллегия

установила:

решением государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Сокол Вологодской области, пенсионный орган) №... от <ДАТА> Павлушковой С.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) ввиду отсутствия требуемого 30 – летнего стажа на соответствующих видах работ в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах (л.д. 5-7).

В специальный стаж Павлушковой С.В. не засчитаны периоды: с 01 июня 2000 года по 15 октября 2000 года - нахождение в отпуске по беременности и родам, с 04 мая 2009 года по 29 мая 2009 года - нахождение на курсах усовершенствования.

Специальный стаж исчислен в размере 29 лет 8 месяцев 16 дней.

Оспаривая правомерность отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, Павлушкова С.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Сокол Вологодской области об отмене оспариваемого решения и включении спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев.

В обоснование требований указала, что в трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями работы, подлежит включению период нахождения в отпуске по беременности и родам, поскольку данный отпуск оплачивается по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности. При этом период нахождения на больничном листе засчитывается в стаж в льготном исчислении. Больничный лист по беременности и родам не отличается от больничных листов по другим основаниям. Период ее нахождения на курсах усовершенствования с 04 мая 2009 года по 29 мая 2009 года также подлежит зачислению в стаж в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, так как на курсы она направлялась МУЗ «С. ЦРБ» с целью повышения профессиональных знаний, на этот период за ней сохранялись средняя заработная плата и занимаемая должность.

Просила суд признать решение ГУ-УПФ РФ в г. Сокол Вологодской области №... от <ДАТА> недействительным и не порождающим правовых последствий со дня принятия, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев спорные периоды работы, а также обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с 27 июня 2011 года.

В судебном заседании истец Павлушкова С.В. требования просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области по доверенности Самойлова Е.В. в судебном заседании требования не признала. Полагала правильным вывод пенсионного органа в части включения в стаж истицы периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 01 июня 2000 года по 15 октября 2000 года в календарном исчислении. Указала, что период нахождения Павлушковой С.В. в отпуске по беременности и родам не может быть включен в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку истица в данный период не осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности и в учреждении. Период нахождения на курсах усовершенствования с 04 мая 2009 года по 20 мая 2009 года также правомерно не включен в специальный стаж, поскольку согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 Правил данные периоды работы засчитываются в стаж в календарном порядке.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Сокол Вологодской области просит об отмене решения суда по мотиву нарушения судом норм материального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на кассационную жалобу Павлушкова С.В. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам и нормам пенсионного законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался статьей 7 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, предусматривающим назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, где среди наименований должностей указана должность «медицинская сестра-анестезист», среди наименований учреждений - центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (консультативно-диагностические).

Подтверждением того, что истица 1 августа 1991 года была переведена на должность сестры-анестезиста отделения анестезиологии – реанимации в городской больнице № №... С. ЦРБ является трудовая книжка (л.д.10-12), Согласно справке МУЗ «В. городская больница » от 30 марта 2011 года (л.д.8-9), а также справке МУЗ «С. ЦРБ» от 27 июня 2011 года (л.д. 13-14) Павлушкова С.В. работала полный рабочий день, на полную ставку.

Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с 01 июня 2000 года по 15 октября 2000 года подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев, поскольку основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года № 13-6 (с изменениями и дополнениями, внесенными Президиумом Совета ВКП, по состоянию на 15 апреля 1992 года), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в тот период в редакции Приказа Минздравмедпрома России № 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации № 66 от 25 июня 1996 года, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Следует признать правомерным и решение суда в части включения в специальный медицинский стаж истицы в льготном исчислении периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации.

В силу ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Как правильно установил суд, направление истицы на курсы повышения квалификации с 04 мая 2009 года по 29 мая 2009 года во время занятия должности медсестры-анестезистки отделения анестезиологии и реанимации МУЗ «С. ЦРБ» произведено по инициативе работодателя.

Поскольку в указанные выше периоды за истицей сохранялось место работы (должность), производилась выплата заработной платы, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, необходимость повышения квалификации и обучения обусловлена развитием здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и производилась по инициативе работодателя, суд обоснованно признал, что данный период подлежал включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Установив, что на дату подачи заявления о назначении пенсии 27.06.2011 при включении в специальный стаж в льготном исчислении указанных выше периодов он составил требуемые для возникновения права на получение пенсии в связи с лечебной деятельностью 30 лет, суд правильно назначил пенсию с момента обращения.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы жалобы основанием к отмене решения суда не являются.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда Вологодской области от 25 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий И.Н. Бочкарева

Судьи В.Н. Белякова И.Н.Король

-32300: transport error - HTTP status code was not 200