Кассационное определение № 33-4779 от 14 октября 2011 года



Судья Колодезный А.В.

№ 33-4779/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

14 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Король И.Н.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Григорьева Н.Е. на решение Вологодского городского суда от 30 августа 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Григорьеву Н.Е. отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., объяснения Григорьевой Н.Н., судебная коллегия

установила:

письмом начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Вологда Вологодской области, пенсионный орган) от <ДАТА> №... Григорьев Н.Е. уведомлен об отсутствии оснований для установления ему досрочной трудовой пенсии ранее даты обращения, т.е. до 19.04.2011, кроме того, разъяснен порядок и сроки установления трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) (л.д. 5).

Считая свои права нарушенными, Григорьев Н.Е. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Вологда Вологодской области. Просил суд возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ с момента возникновения права на нее, т.е. с 17.12.2009, выплатить задолженность по пенсии.

В обоснование требований указал, что имеет дочь Ч.Т.Н., <ДАТА> года рождения, которая является инвалидом детства, в связи с чем его жена, Григорьева Н.Н., <ДАТА> года рождения, была получателем досрочной трудовой пенсии по старости на основании статьи 28 Закона № 173-ФЗ. По достижении Григорьевой Н.Н. возраста 55-ти лет ей назначена трудовая пенсия на общих основаниях согласно статье 7 Закона № 173-ФЗ, вследствие чего он приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ. В связи с юридической неграмотностью в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии он обратился лишь 19.04.2011. Полагал, что неправомерным отказом ГУ-УПФ РФ в г. Вологда Вологодской области в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на нее нарушаются его права.

В судебном заседании истец Григорьев Н.Е. требования просил удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснил суду, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости обратился в пенсионный орган 19.04.2011.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Вологда Вологодской области по доверенности Андреева С.Н. в судебном заседании требования не признала, указав, что на пенсионный орган не возложена обязанность по уведомлению граждан о возникновении у них права на назначение пенсии.

Третье лицо Григорьева Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Григорьев Н.Е., ссылаясь на доводы аналогичные доводам, приведенным в обоснование иска, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Пунктом 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Условиями досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей инвалида с детства в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ являются: достижение возраста 55 лет мужчиной, воспитавшим инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет, а также наличие страхового стажа не менее 20 лет.

Из материалов дела следует, что Григорьев Н.Е., <ДАТА> года рождения, отец Ч.Т.Н., <ДАТА> года рождения, инвалида с детства.

Судом установлено, что истец является получателем трудовой пенсии по старости, досрочно назначенной ему на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ, со дня подачи заявления о назначении пенсии, а именно с 19.04.2011.

В соответствии со статьей 19 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Согласно пункту 15 «Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 17/19пб пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, исходя из заявительного порядка назначения пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия заявителю не может быть назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о назначении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы. Назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Принимая во внимание, что до 19.04.2011 истец не обращался в ГУ-УПФ РФ в г. Вологда Вологодской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, что им не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушений пенсионных прав истца и назначении пенсии с момента обращения.

Кассационная жалоба Григорьева Н.Е. правильность выводов суда первой инстанции не опровергает и не содержит правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену постановленного по делу решения, в связи с чем не может быть принята во внимание.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 30 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Григорьева Н.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий И.Н. Бочкарева

Судьи В.Н. Белякова

И.Н. Король

-32300: transport error - HTTP status code was not 200