кассационное определение № 33-4603 от 07 октября 2011 года



Судья Кяргиева Н.Н.

№ 33-4603/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

07 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Король И.Н.,

при секретаре Загайновой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 11 августа 2011 года, которым признано в части незаконным и не порождающим правовых последствий решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда от 20 июня 2011 года №... и отказ Лапшиной З.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда обязано зачесть Лапшиной З.А. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период интернатуры по терапии в ... городской больнице с 03 августа 1982 года по 06 июля 1983 года в календарном исчислении, период работы с 07июля 1983 года по 20 февраля 1995 года в должности участкового терапевта ... городской больницы в льготном исчислении и периоды прохождения курсов повышения квалификации с 27 июня по 16 июля 2005 года, с 05 по 22 июня 2006 года и с 17 мая по 11 июня 2010 года в календарном исчислении.

ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда обязано досрочно назначить Лапшиной З.А. трудовую пенсию по старости с момента обращения – 23 мая 2011 года.

С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда в пользу Лапшиной З.А. взысканы расходы по уплате госпошлины в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., судебная коллегия

установила:

решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (далее также - пенсионный орган) от 20 июня 2011 года №... Лапшиной З.А. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции» ввиду отсутствия медицинского стажа в 30 лет.

По состоянию на 23 мая 2011 года пенсионным органом ей установлен специальный стаж продолжительностью 17 лет 04 месяца 06 дней.

При этом пенсионным органом в такой стаж Лапшиной З.А. не зачтены периоды:

- прохождения интернатуры по терапии в ... городской больнице с 03 августа 1982 года по 06 июля 1983 года;

- работы с 07 июля 1983 года по 20 февраля 1995 года в должности участкового терапевта ... городской больницы;

- нахождения на курсах повышения квалификации:

- с 27 июня 2005 года по 16 июля 2005 года,

- с 05 июня 2006 года по 22 июня 2006 года,

- с 17 мая 2010 года по 11 июня 2010 года.

Лапшина З.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области о назначении трудовой пенсии.

Просила признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области №... от 20 июня 2011 года неправомерным и не порождающим правовых последствий с момента принятия, обязать пенсионный орган зачесть в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, вышеуказанные периоды и назначить пенсию с 23 мая 2011 года, а также взыскать с ответчика в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей.

В судебном заседании Лапшина З.А. и ее представитель Гарафутдинов О.И. заявленные требования поддержали.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Андреева С.Н. с требованиями истицы не согласилась, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований для их удовлетворения.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда просит об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные отношения, исходя из следующего.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Статья 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также – Закон № 173-ФЗ) устанавливает, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 вышеназванной статьи Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действующие в настоящее время правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет», вступившего в силу с 01 ноября 1999 года, предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01 ноября 1999 года.

Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (утратило силу в связи с издание Постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года), предусматривались должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции по окончании ... государственного медицинского института Лапшина З.А. 03 августа 1982 года была принята для прохождения интернатуры в ... городскую больницу. Архивная справка на листе дела 15 подтверждает выполнение ею обязанностей в должности врача-интерна по 06 июля 1983 года. Записи в трудовой книжке истицы за №... и №... свидетельствуют о выполнении ею с 07 июля 1983 года по 20 февраля 1995 года работы в должности участкового терапевта той же больницы.

В связи с этим вывод суда о возложении на ответчика обязанности по включению этих периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и о признании оспариваемого истицей решения пенсионного органа незаконным и не порождающим правовых последствий является правомерным.

Доводы подателя жалобы о том, что период прохождения истицей интернатуры по терапии в Лениногорской городской больнице необоснованно включен судом в специальный стаж Лапшиной З.А., а работа в должности терапевта не подтверждена документально, лишены оснований.

Пунктом 3 Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 377, утратившим силу с 01 декабря 2008 года в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28 октября 2008 № 598н, поименованы «врач-интерн», а также «врач-терапевт участковый».

Согласно Постановлению Минтруда Российской Федерации от 22 марта 1993 года № 62 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, обладает правами и несет ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе.

В соответствии с Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских университетов, утвержденным Минздравом СССР от 12 января 1982 года и Минобразования СССР от 20 января 1982 года, заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения.

Правильным является вывод суда и в части включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периода обучения истицы на курсах повышения квалификации, поскольку, согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. То обстоятельство, что за Лапшиной З.А. за периоды нахождения на курсах повышения квалификации сохранялось место работы и заработная плата, подтверждается имеющимися в материалах дела копиями приказов Главного врача МУЗ «Городская поликлиника №...» о направлении истицы на курсы (листы дела 23-25).

Вывод суда в этой части решения основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон.

Вместе с тем, из резолютивной части решения суда усматривается, что суд возложил обязанность на пенсионный орган период работы истицы с 07 июля 1983 года по 20 февраля 1995 года в должности участкового терапевта ... городской больницы зачесть в льготном исчислении. При этом в мотивировочной части решения судом сделана ссылка на то, что льготное исчисление этого периода следует применить исходя из занимаемой Лапшиной З.А. должности без указания на норму материального права, дающую суду такую возможность.

Между тем, действующее пенсионное законодательство не предусматривало ранее и не предусматривает в настоящее время возможности зачета периода работы в должности участкового врача-терапевта, выполняющего должностные обязанности в городской больнице, в льготном исчислении.

С учетом этого обстоятельства судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание суда на льготное исчисление названного выше периода работы истицы.

Доводы жалобы ответчика не могут повлечь отмены состоявшегося судебного акта, поскольку положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также принять во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 5 ноября 2002 года № 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Исключить из резолютивной части решения Вологодского городского суда Вологодской области от 11 августа 2011 года указание на зачет периода работы Лапшиной З.А. с 07 июля 1983 года по 20 февраля 1995 года в должности участкового терапевта ... городской больницы в льготном исчислении, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда зачесть данный период в специальный стаж Лапшиной З.А. в календарном порядке. В остальном решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н. Бочкарева

Судьи: В.Н. Белякова

И.Н. Король

-32300: transport error - HTTP status code was not 200