Кассационное определение № 33-4715 от 14 октября 2011 года



Судья Обымахо В.И.

№ 33-4715/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

14 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Король И.Н., Беляковой В.Н.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Мельникова В.Б. и межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации «Бабаевский» на решение Бабаевского районного суда от 08 сентября 2011 года, которым требования Мельникова В.Б. о внесении дополнений и изменений в записи в трудовой книжке, присвоении очередного специального звания майор милиции и взыскании перерасчета, взыскании среднемесячного заработка, пени за несвоевременный окончательный расчет, а также взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично.

На Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области возложена обязанность внести изменения в записи в трудовой книжке Мельникова В.Б.. В разделе «Сведения о работе» указать в графе 1 порядковый номер записи, в графе 2 - указать дату внесения записи, в графу 3 - внести запись: «В период с 01.11.1996 года по 15.07.2011 года проходил службу в органах внутренних дел», в графе 4 - указать дату и номер приказов, подтверждающих время службы Мельникова В.Б. в органах внутренних дел. В разделе «Сведения о награждениях» внести записи о награждениях Мельникова В.Б.: медалью «За воинскую доблесть 1 степени», медалью «За воинскую доблесть II степени», медалью «За укрепление боевого содружества», медалью «200 лет МВД России», памятной медалью «За службу на Северном Кавказе», памятной медалью «Участник боевых действий на Северном Кавказе», памятной медалью «За ратную доблесть», памятной медалью «Участник контртеррористической операции на Кавказе», нагрудным знаком «Участник боевых действий», нагрудным знаком «ОВД по Бабаевскому району. МВД России». В разделе «Сведения о поощрениях» внести записи: о награждении почётной грамотой ВОГОиП МВД России, об объявлении благодарности приказом от 30.06.2007 года.

С Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области в пользу Мельникова В.Б. взыскана компенсация морального вреда в сумме ... рублей.

С Межмуниципального отдела Министерства внутренних Российской Федерации «Бабаевский» в пользу Мельникова В.Б. взысканы проценты (денежная компенсация) за задержку окончательного расчета в сумме ... рублей ... копеек, компенсация морального вреда в сумме ... рублей.

В остальной части исковые требования Мельникова В.Б. оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., судебная коллегия

установила:

Мельников В.Б. с 01 ноября 1996 года проходил службу в органах внутренних дел (л.д. 71).

Приказом начальника Управления МВД России по Вологодской области №... от <ДАТА> капитан милиции Мельников В.Б., заместитель начальника – начальник милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по Бабаевскому району, с 15 июля 2011 года уволен со службы в соответствии с подпунктом «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации органов внутренних дел (сокращение штатов) с выплатой ежемесячного социального пособия в размере 40 % от суммы оклада денежного содержания с 16 июля 2011 года по 15 июля 2016 года (л.д. 25).

12 августа 2011 года Мельников В.Б. обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бабаевский» (далее МО МВД России «Бабаевский») о внесении дополнений и изменений в записи в трудовой книжке, присвоении очередного специального звания и взыскании перерасчета, взыскании среднемесячного заработка, пени за несвоевременный окончательный расчет, а также взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что записи, касающиеся его службы в органах внутренних дел, внесены в трудовую книжку с нарушением положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» - не указано основание его увольнения со ссылкой на соответствующий пункт и статью Трудового кодекса Российской Федерации, не внесена запись о времени службы, не внесены сведения о его образовании. Раздел трудовой книжки «Сведения о награждениях» содержит только одну запись о награждении медалью «За отличие в службе 3 степени» от 06 ноября 2008 года, в то время как он был награжден восемью медалями и тремя нагрудными знаками. В феврале 2011 года ему должны были присвоить очередное специальное звание – майор милиции, но в связи с тем, что 07 мая 2010 года объявлен выговор, присвоение звания было задержано до снятия дисциплинарного взыскания. 07 мая 2011 года дисциплинарное взыскание было снято, однако, несмотря на неоднократные обращения к руководству, вопрос о присвоении звания должностными лицами ответчика не разрешен. Задержка присвоения специального звания обусловила недополучение заработной платы, поскольку оклад по званию майор выше оклада по званию капитан приблизительно на ... рублей, также эта сумма значительно повлияла на размер полученного им единовременного пособия при увольнении. Также ему не выплачивается средний заработок на период трудоустройства в соответствии с о статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации. Сумма, которую ему должны выплачивать на период трудоустройства, должна составлять 70 % от среднего заработка, а именно ... рублей, но ему назначено пособие ... рублей, ежемесячная задолженность составляет ... рублей, а за три месяца - ... рублей. Специальные нормативные акты вопрос о выплате на период трудоустройства не регламентируют, следовательно, необходимо применять положения Трудового кодекса Российской Федерации. Действиями ответчика ему причинен существенный моральный вред.

Просил обязать руководство Управления Министерства внутренних дел по Вологодской области (далее УМВД по Вологодской области) внести изменения в формулировку увольнения со ссылкой на нормы Трудового кодекса Российской Федерации, внести изменения и дополнения в трудовую книжку в разделы - сведения о работе, сведения о награждениях и сведения о поощрениях, с указанием всех перемещений по службе, всех имеющихся у него наградах и поощрениях, согласно требованиям, предъявляемым Трудовым Кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» и Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 69 об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек. Обязать руководство УМВД по Вологодской области присвоить ему очередное специальное звание майор милиции согласно статье 31 Положения о службе в Российской Федерации, произвести необходимые перерасчеты и выдать ему недостающую часть денежного и вещевого довольствия, которое он получил бы при своевременном присвоении специального звания майор милиции. Взыскать с ответчика в его пользу среднемесячный заработок за 1 месяц на период трудоустройства, в случае если он не будет трудоустроен, обязать ответчика выплатить ему среднемесячный заработок за 2-й и 3-й месяцы, пени за несвоевременную выплату выходного пособия и других выплат, сопутствующих увольнению по сокращению штатов, компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

В судебном заседании Мельников В.Б. размер исковых требований в части пени за несвоевременную выплату выходного пособия и задолженности по заработной плате увеличил, просил взыскать ... рублей ... копеек (л.д. 57). Исковые требования просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика МО МВД России «Бабаевский» Савина К.Н. требования Мельникова В.Б. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 54-55).

В возражениях указала, что все требования истца о дополнительных выплатах основаны на положениях Трудового кодекса Российской Федерации. Однако в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции только в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом. Выплаты, полагаемые сотруднику полиции при увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по сокращению штатов, регламентированы Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьям в Российской федерации». МО МВД России «Бабаевский» не совершалось действий, нарушающих личные неимущественные права истца, либо посягающих на принадлежащие истцу другие нематериальные блага, поэтому, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Дополнительно Савина К.Н. суду пояснила, что причитающиеся Мельникову В.Б. денежные выплаты были произведены своевременно, после получения приказа об увольнении, в котором был указан размер этих выплат. Денежные средства были заказаны и перечислены на счет истца.

Определением судьи от 15 августа 2011 года в качестве соответчика к участию в деле привлечено УМВД России по Вологодской области (л.д. 1).

УМВД России по Вологодской области о времени и месте судебного заседания извещено, представитель по доверенности Докунихин А.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении спора в его отсутствие (л.д. 105).

В судебном заседании 06 сентября 2011 года представитель УМВД России Докунихин А.В. исковые требования признал в части внесения в трудовую книжку записей о награждении, в остальном требования Мельникова В.Б. не признал по мотивам, указанным в письменных возражениях на иск (л.д. 67-68), в которых указал, что в трудовой книжке Мельникова В.Б. сделана запись о прохождении службы в органах внутренних дел в период с 01 ноября 1996 года по 15 июля 2011 года, что соответствует пункту 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225, а также внесены сведения о награждениях работника. Порядок выплаты и размеры выходного пособия при увольнении со службы по сокращению штатов определены специальным законодательством, поэтому положения статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации не подлежат применению для регулирования спорных правоотношений. Мельникову В.Б. все причитающиеся при увольнении денежные суммы выплачены.

Дополнительно Докунихин А.В. суду пояснил, что кроме выходного пособия, в течение 5 лет после увольнения Мельникову В.Б. будет выплачиваться 40% процентов заработной платы, если он не поступит на службу в органы внутренних дел или на государственную службу. В связи с реорганизацией органов милиции присвоение очередных званий было приостановлено, Мельников В.Б. представил рапорт об отказе от прохождения переаттестации и медицинской комиссии, дал свое согласие на увольнение по сокращению штата. Доказательств причинения морального вреда Мельниковым В.Б. суду не представлено.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Мельников В.Б. просит об изменении решения суда и удовлетворении его требований в полном объеме. Указывает на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и необходимость применения в его случае положений статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 14 раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках», статьи 22 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1.

В кассационной жалобе МО МВД России «Бабаевский» просит об отмене решения суда в части удовлетворения требований истца о взыскании компенсации за задержку выплаты окончательного расчета и компенсации морального вреда в сумме 300 рублей. Указывает, что расчет при увольнении был выплачен истцу своевременно, в сроки, установленные для выплаты денежного содержания сотрудникам приказом МВД России от 14 декабря 2009 года № 960 «Об утверждении положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел России». К случаям, в которых денежные средства выдаются ранее установленных в пункте 9 указанного Приказа сроков, выплата при увольнении не относится. МО МВД России «Бабаевский» действий, нарушающих личные неимущественные права истца или посягающих на иные принадлежащие истцу нематериальные блага, не совершалось.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения исходя из доводов кассационных жалоб, полагает решение соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные отношения.

Отказывая в удовлетворении требований Мельникова В.Б. о взыскании выплат, предусмотренных статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации (среднемесячного заработка на период трудоустройства), суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что порядок увольнения по сокращению штата и выплаты, сопровождающие такое увольнение, сотрудникам органов внутренних дел урегулированы специальным законодательством.

Исходя из положений статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством, иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права постановлениями Правительства Российской Федерации.

В Постановлении от 06 июня 1995 года по делу о проверке конституционности абзаца второго части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положений Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (статья 32 часть 4), государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в данной сфере особые правила, что само по себе не противоречит статьям 19 (часть1), 37 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ № 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными нормативными актами – Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (до 01 марта 2011 года – Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года «О милиции») и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года.

Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

Социальные гарантии сотрудникам, увольняемым со службы в органах внутренних дел, определены Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года (далее – Положение), и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», которыми не предусмотрена выплата увольняемому сотруднику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.

В соответствии со статьей 64 Положения, сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 17 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 предусмотрена выплата при увольнении со службы единовременного пособия лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья - в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания (абзацы третий и четвертый статьи 19) настоящего Постановления), а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта - 40 процентов указанных размеров.

Таким образом, размер единовременного пособия определяется в соответствии с вышеуказанными нормативными актами из кратности месячных окладов, а не средним заработком, как это установлено в части 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим общую продолжительность службы от 15 до 20 лет и уволенным со службы ввиду сокращения штатов в течение 5 лет выплачивается ежемесячное социальное пособие при общей продолжительности военной службы (службы) 15 лет - 40 процентов суммы оклада денежного содержания. Выплата ежемесячного социального пособия производится из оклада по последней воинской должности (должности), занимаемой военнослужащим, лицом рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ко дню увольнения с военной службы (службы), и оклада по воинскому (специальному) званию на этот день.

Во исполнение требований вышеназванных нормативных актов ответчиком произведена выплата истцу единовременного пособия в размере 15 должностных окладов и назначено к выплате ежемесячное социальное пособие в размере 40% от суммы оклада сроком на 5 лет.

По правовой природе единовременное пособие при увольнении сотрудника милиции и выходное пособие работнику при увольнении в связи с сокращением штатов предприятия, являются компенсациями, связанными с расторжением трудового договора и расторжением контракта, а ежемесячное пособие мерой социальной поддержки на период трудоустройства

Поскольку вопросы компенсации сотрудникам милиции при увольнении со службы урегулированы Положением «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1992 года № 4202-1, постановлением Правительства от 22 сентября 1993 года № 941, положения части 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации не подлежат применению при разрешении спора о праве на компенсации на период трудоустройства сотрудника милиции после его увольнения по сокращению штатов.

При указанных обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований Мельникова В.Б. о взыскании среднего заработка на период трудоустройства.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться и с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности по присвоению очередного специального звания с момента возникновения права и перерасчета в связи с этим полученных им денежных выплат.

Из материалов дела следует, что Мельников В.Б. в личном рапорте на имя начальника УМВД России по Вологодской области отказался от прохождении внеочередной аттестации, которая в силу пункта 4 статьи 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на этапе реформы органов внутренних дел обуславливает присвоение специальных званий.

Кроме того, согласно подпункту «а» ст. 27 Положения о службе очередные специальные звания среднего и начальствующего состава до подполковника полиции присваиваются по представлению начальника органа внутренних дел заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел РФ.

В статье 22 Положения о службе установлено, что специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных названным положением.

Решение вопроса о соответствии сотрудника органов внутренних дел требованиям, предъявляемым законом к лицам, претендующим на присвоение определенного специального звания, в компетенцию суда не входит и суд не вправе оценивать квалификацию и отношение истца к службе при отсутствии суждения компетентного на то органа внутренних дел по этим вопросам.

Вместе с тем, обязанность выплатить истцу проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы и денежных средств при увольнении суд первой инстанции возложил на ответчика обоснованно.

Факт просрочки судом достоверно установлен, а причины, по которым работнику несвоевременно выплачены работодателем причитающиеся ему при увольнении денежные средства, при отсутствии вины самого работника юридического значения не имеют.

Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение нарушение работодателем трудовых прав работника, выразившееся в задержке выплаты заработной платы и денежных сумм при увольнении, вывод суда о праве истца на взыскание компенсации морального вреда, причиненного вышеназванными действиями работодателя, соответствует требованиям действующего трудового законодательства.

Взыскание компенсации за задержку выплаты и компенсация морального вреда предусмотрены статьями 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, которые могут быть применены в данном случае, поскольку вопрос о компенсации задержки выплат денежных средств и компенсации морального вреда специальным законодательством в отношении сотрудников органов внутренних дел не урегулирован.

При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Доводы кассационных жалоб не опровергают выводов суда и направлены на иное толкование закона. Нарушений, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бабаевского районного суда от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Мельникова В.Б. и межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации «Бабаевский» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200