Кассационное определение № 33-4805 от 19 октября 2011 года



Судья Тарасюк С.А.

№ 33-4805/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

19 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жаворонковой В.А.,

судей Игошевой Г.Н., Чистяковой Н.М.,

при секретаре Загайновой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Белковой В.Н. по доверенности Шалагина А.В. на решение Вологодского районного суда от 31 августа 2011 года, которым иск Грязовецкого линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Ухта» к Белковой В.Н. об устранении нарушений в охранной зоне и зоне минимальных расстояний от газпровода-отвода на ГРС г. Вологда удовлетворен.

Возложена обязанность снести за счет Белковой В.Н. дом и сарай, находящиеся на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Взыскано с Белковой В.Н. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» ... рублей в порядке возврата государственной пошлины.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения представителя Белковой В.Н. - Шалагина А.В., представителя ООО «Газпром трансгаз Ухта» - Денисовой М.Н., судебная коллегия

установила:

на основании решения исполнительного комитета Вологодского областного Совета депутатов трудящихся от 10 апреля 1969 года разрешен отвод земельных участков дирекции строящихся северных газопроводов под строительство газопровода к г. Вологда.

Приказом Министерства газовой промышленности от 11 октября 1971 года утвержден акт государственной приемочной комиссии от 30 сентября 1971 года по приемке в эксплуатацию газопровода – отвода к г. Вологда протяженностью ... км.

19 декабря 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области выдано ОАО «Газпром» свидетельство о государственной регистрации права на газопровод – отвод на ГРС «Вологда», назначение: нежилое, протяженностью ... м, по адресу: <адрес>.

По договору аренды от 30 сентября 2009 года ОАО «Газпром» передало ООО «Газпром трансгаз Ухта» во временное владение и пользование имущество, в том числе газопровод – отвод к ГРС г. Вологда.

В соответствии со свидетельством от 09 июня 2010 года, выданным ООО «Газпром трансгаз Ухта» Печорским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, участок магистрального газопровода «...» Грязовецкого ЛПУМГ отнесен к опасным производственным объектам.

Белкова В.Н. является собственником земельного участка площадью ... кв.м и расположенных на нем жилого дома №... и сарая в деревне <адрес>.

В ходе проведенного 19 июля 2010 года замера расстояний от оси газопровода – отвода на ГРС «Вологда» в районе деревни ..., установлено, что постройки на земельном участке Белковой В.Н. находятся в зоне минимальных расстояний от газопровода, которая согласно СНиП 2.05.06 – 85 составляет 150 метров, о чем составлен соответствующий акт.

Со ссылкой на уклонение от освобождения участка от самовольных построек, ООО «Газпром трансгаз Ухта» обратилось в суд с иском к Белковой В.Н. о сносе построек в охранной зоне и зоне минимальных расстояний от газопровода – отвода на ГРС г. Вологда.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с техническим паспортом от 12 августа 2005 года на газопровод – отвод на ГРС «Вологда» диаметр труб газопровода составляет ... мм. По газопроводу транспортируется природный газ под давлением ... кг/см.кв, обладающий высокой взрывоопасностью. В случае разрыва газопровода и воспламенения газа выгорает зона радиусом до ... м с разлетом остатков труб до ... м, что представляет угрозу не только разрушением дачных строений, но и жизни людей. Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878, устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 31 марта 1999 № 69 – ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут возводить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с ее собственником. Дом №... в <адрес>, принадлежащий Белковой В.Н., расположен на расстоянии ... м от оси газопровода, сарай – на расстоянии ... м, то есть в зоне минимальных расстояний от газопровода, где нахождение строений запрещено действовавшим на период возведения строения законодательством. О нахождении на земельном участке Белковой В.Н. газопровода, ей было известно, поскольку вдоль залегания трассы трубопровода имеются охранные опознавательные знаки, а в средствах массовой информации с 1992 года публикуются сообщения о прохождении по территории района газопровода и запрете возведения сооружений.

ООО «Газпром трансгаз Ухта» просило суд снести за счет ответчика строения: жилой дом и сарай, расположенные на земельном участке, принадлежащем Белковой В.Н. по адресу: <адрес>, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу; взыскать с Белковой В.Н. в возмещение расходов по уплате госпошлины в размере ... рублей.

В судебном заседании представитель истца - ООО «Газпром трансгаз Ухта» по доверенности Денисова М.Н. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в обоснование иска.

Ответчик Белкова В.Н. исковые требования не признала. Не отрицала, что дом находится в зоне минимальных расстояний от газопровода, однако разрешение на строительство жилья получено в 1991 году, в 1992 году дом был возведен.

Представитель ответчика Белковой В.Н. по доверенности Шалагин А.В. дополнительно пояснил, что пункт 3.16 СНиП 2.05.06-85*, регламентирующий зону минимальных расстояний в 150 метров, в нестоящее время не применяется. Истец был осведомлен о строительстве построек в зоне минимального расстояний от газопровода, однако мер по безопасному функционированию объектов магистральных газопроводов не предпринимал.

Представители третьих лиц – администрации Вологодского муниципального района, администрации Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района, Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Белковой В.Н. по доверенности Шалагин А.В. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, указал, что на момент предоставления в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом №... д. <адрес>, сведения о прохождении по территории района газопровода, охранных зон и визуальные обозначения трассы трубопровода отсутствовали.

В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель ООО «Газпром трансгаз Ухта» по доверенности Денисова М.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, представленные возражения, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных промышленных производств» газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

Согласно пункту 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 878 от 20 ноября 2000 года, земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.

В силу статьи 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69 - ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона объектов системы газоснабжения представляет собой территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Статьей 28 названного закона предусмотрено, что границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, Правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Согласно пункту 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 878 от 20 ноября 2000 года, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми в том числе запрещается строить объекты жилищно - гражданского и производственного назначения; огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно принял во внимание факт нахождения жилого дома №... и сарая в деревне <адрес>, принадлежащих на праве собственности Белковой В.Н., в зоне минимально допустимых расстояний от газопровода – отвода на ГРС «Вологда», в связи с чем возложил обязанность по сносу указанных объектов, что соответствует нормам действующего законодательства.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.

Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанные судом первой инстанции выводы, в связи с чем оснований для отмены судебного решения не имеется.

Ссылка в жалобе на то, что на момент предоставления в собственность истца земельного участка, на котором расположен жилой дом №... в д. <адрес>, сведения о прохождении по территории района газопровода, охранных зон и визуальные обозначения трассы трубопровода отсутствовали, не может быть принята во внимание, поскольку возведенные ответчиком строения нарушают режим охранной зоны газопровода и создают угрозу жизни и здоровью граждан. Доказательства согласования с истцом возможности их возведения суду не представлены.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского районного суда от 31 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Белковой В.Н. по доверенности Шалагина А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: В.А.Жаворонкова

Судьи: Г.Н.Игошева

Н.М.Чистякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200