Кассационное определение №4847 от 21 октября 2011 года



Судья Кондрашихин В.Н.

№ 33-4847/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

21 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Слепухина Л.М., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Кленина Е.А. на решение Вологодского городского суда от 08 сентября 2011 года, которым Кленину Е.А. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Вологодской области.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения Кленина Е.А. и его представителя Устьянцевой Т.Б., поддержавших жалобу, представителей УФМС России по Вологодской области Пороховой А.Н., Крайневой Н.В., полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

28 июня 1996 года Территориальной миграционной службой России по Вологодской области Кленину Е.А., прибывшему из Таджикистана вместе с матерью, предоставлен статус вынужденного переселенца.

После истечения пяти лет предоставления этого статуса Кленин Е.А. ежегодно в установленном порядке проходил переучет, то есть обращался в Управление Федеральной миграционной службы России по Вологодской области с ходатайством о продлении статуса вынужденного переселенца на территории Российской Федерации, который ему при наличии оснований продлевался на очередной год.

Однако при очередном обращении его в указанную службу по данному вопросу решением УФМС по Вологодской области от 07 июля 2011 года Кленину Е.А. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на основании пункта 25 Административного регламента Федеральной миграционной службы России, утвержденного приказом ФМС России № 465 от 20 декабря 2007 года, в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, поскольку он постоянно проживает в жилом помещении, относящемся к муниципальному жилищному фонду социального использования.

Не согласившись с решением, Кленин Е.А. обратился в суд с заявлением о признании его незаконным, устранении его прав и свобод гражданина. Считал, что отсутствие указанного статуса лишает его предоставленных законодательством Российской Федерации гарантий и льгот, в том числе, права на обеспечение жилым помещением. В настоящее время он проживает в муниципальном жилом помещении, другого жилья нет. Каких-либо обстоятельств, препятствующих продлению срока действия статуса вынужденного переселенца, не имеется.

В судебном заседании Кленин Е.А. и его представитель Устьянцева Т.Б. требования поддержали, просили удовлетворить. Суду пояснили, что изменение статуса общежития не влияет на изменение условий проживания, поскольку нового договора с Клениным Е.А. заключено не было, он остался проживать на прежних условиях, то есть временно. Жилое помещение для постоянного проживания вынужденному переселенцу предоставляется по нормам предоставления.

В судебном заседании представители УФМС России по Вологодской области Крайнева Н.В. и Гончарова Т.П. с требованиями не согласились. Суду пояснили, что Кленину Е.А. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что в соответствии с постановлением Администрации Шекснинского муниципального района от 24.11.2009 здание, расположенное по адресу: <адрес>, в котором проживает Кленин Е.А., утратило статус общежития. В настоящее время Кленин Е.А. проживает в жилом помещении, к которому применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, он имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения и затем самостоятельного улучшения своих жилищных условий.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Кленин Е.А., не приводя новых доводов, просит об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, не нашла оснований для отмены решения.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В силу пункта 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 9 этого Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона.

В соответствии со ст.8 указанного Закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц указанных органов по исполнению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд.

Приказом Федеральной миграционной службы от 20 декабря 2007 г. N 465 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев (далее - Административный регламент).

Административный регламент предусматривает, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление, к которому прилагается ряд документов (пункты 20, 21).

Согласно пункту 25 Административного регламента срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

Из содержания приведенных норм следует, что статус вынужденного переселенца по своему характеру является срочным и утрачивается по истечении пятилетнего срока, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год. При этом для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подача им соответствующего заявления. Учитывая, что в Законе говорится именно о продлении статуса вынужденного переселенца, а не о его возобновлении, следует прийти к выводу о том, что заявление о продлении статуса вынужденного переселенца должно быть подано в пределах срока действия этого статуса. В противном случае лицо утрачивает статус вынужденного переселенца на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2009 года № ГКПИ09-682 пункт 25 Административного регламента признан не противоречащим федеральному закону.

Разрешая спор, суд установил, что 28.06.1996 Территориальной миграционной службой Вологодской области Кленину Е.А., прибывшему из Таджикистана, предоставлен статус вынужденного переселенца.

С 17 ноября 2004 года Кленин Е.А. и его мать Кленина Т.А., как вынужденные переселенцы, состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации городского поселения «Поселок Шексна».

09 декабря 2004 года между МУП «Служба единого заказчика» и Клениной Т.А. был заключен договор социального найма, на условиях которого последняя и члены её семьи, в том числе истец Кленин Е.А., получили в пользование жилое помещение для проживания в общежитии, расположенным по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м.

После истечения пяти лет предоставления статуса вынужденного переселенца Кленин Е.А. ежегодно в установленном порядке проходил переучет, обращался в УФМС по Вологодской области с ходатайством о продлении статуса вынужденного переселенца на территории Российской Федерации.

24 ноября 2009 года постановлением Администрации Шекснинского муниципального района от 24.11.2009 №... «О снятии статуса общежития с жилых зданий» с жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, статус общежития был снят. В связи с чем, 10 июня 2011 года между Администрацией городского поселения поселок Шексна (наймодатель) и Клениной Т.А. (наниматель) был заключен договор социального найма №..., согласно которому наймодатель передал нанимателю и членам его семьи, в том числе сыну Кленину Е.А. и внуку Кленину Д.Е., в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты площадью ... кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

В настоящее время Кленин Е.А. проживает в жилом помещении, к которому применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. После отнесения комнат в общежитии к жилым помещениям муниципального жилищного фонда социального использования обустройство Кленина Е.А. было осуществлено органами местного самоуправления, и он имеет право на приватизацию жилого помещения.

Решением УФМС по Вологодской области от 07 июля 2011 года Кленину Е.А. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на основании пункта 25 Административного регламента в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца (постоянно проживает в жилом помещении, относящемуся к муниципальному жилищному фонду социального использования).

Отказывая в удовлетворении требований, суд правомерно и обоснованно руководствовался Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», Административным регламентом УФМС России, и пришел к правильному выводу о том, что предоставление Клениной Т.А. на состав семьи, в том числе сына Кленина Е.А. и внука Кленина Д.Е. в бессрочное владение и пользование находящегося в муниципальной собственности изолированного жилого помещения по договору социального найма свидетельствует об обустройстве Кленина Е.А. на новом месте жительства и не влечет продление статуса вынужденного переселенца, поскольку обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства, отсутствуют.

Доводы Кленина Е.А. в суде первой инстанции и в кассационной жалобе о том, что статус вынужденного переселенца не может быть с него снят до тех пор, пока он не будет обеспечен жилой площадью по нормам предоставления, нельзя признать законным и обоснованным. Снятие статуса вынужденного переселенца не нарушает права заявителя на получение жилого помещения в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2000 № 845 не предусматривает обязательное обеспечение переселенцев жилыми помещениями с учетом норм предоставления, установленных жилищным законодательством в виде отдельной квартиры. Заключение договора социального найма жилого помещения меньшей площадью не лишает переселенца права на улучшение жилищных условий в общем порядке в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Кленин Е.А. и его мать состоят в очереди на улучшение жилищных условий с 17.11.2004, указанные обстоятельства не нарушают права и законные интересы заявителя.

Приведенное в оспариваемом решении УФМС обстоятельство является основанием для отказа в продлении статуса вынужденного переселенца.

При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о законности решения УФМС России по Вологодской области.

На основании изложенного судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду не представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кленина Е.А. - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: Л.М. Слепухин

Н.И. Чекавинская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200