Судья Олейникова И.В. № 33-4740/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 19 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Слепухина Л.М., Чекавинской Н.И., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Управления образования Череповецкого муниципального района по доверенности Малышевой И.Л., на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 07 сентября 2011 года, которым исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области удовлетворены. Управление образования Череповецкого муниципального района обязано в срок не позднее 01.07.2012 обустроить территорию МБДОУ «Ивановский детский сад» по периметру забором и наружным электрическим освещением. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения представителя Управления образования Череповецкого района Рабцевич О.Д., поддержавшей жалобу, прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: прокурор Череповецкого района Вологодской области обратился в суд с иском к Управлению образования Череповецкого муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористической безопасности в защиту интересов неопределенного круга лиц. В обоснование иска указал, что в ходе проверки выполнения мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности дошкольных учреждений Череповецкого муниципального района. Установлено, что территория МДОУ «Ивановский детский сад» не ограждена забором высотой 1,2-1,5 м и не имеет наружного электрического освещения, отсутствие которых не обеспечивает безопасность несовершеннолетних детей и работников дошкольного учреждения, а также снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного объекта и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу государства и граждан. Указал, что обязанность по осуществлению обустройства территории МБДОУ «Ивановский детский сад» по периметру забором и наружным электрическим освещением, как одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, возложена законом на Управление образования Череповецкого муниципального района. Не соблюдение основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации, игнорирование требований законодательства об образовании и обустройства территории дошкольного учреждения и не принятие Управлением образования Череповецкого муниципального района действенных мер по предупреждению терроризма и актов незаконного вмешательства на территории МБДОУ «Ивановский детский сад», отрицательно влияет на безопасность граждан, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу государства и граждан. Просил обязать Управление образования Череповецкого муниципального района в срок не позднее 01.07.2012 обустроить территорию МБДОУ «Ивановский детский сад» по периметру забором и наружным электрическим освещением. В судебном заседании прокурор Герасимов С.В. исковые требования поддержал по изложенным основаниям. Представитель ответчика Управления образования Череповецкого муниципального района по доверенности Соловьев В.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что Управление образования Череповецкого муниципального района является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку МДОУ «Ивановский детский сад» является самостоятельным юридическим лицом. Указал, что в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2 4 1 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» территория дошкольной организации по периметру должна быть ограждена забором и полосой зеленых насаждений и должна иметь наружное электрическое освещение. Указанные мероприятия должны осуществляться в рамках образовательной деятельности, но не как участие в профилактике терроризма и экстремизма. МБДОУ «Ивановский детский сад» является муниципальным учреждением, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий финансируется за счет средств районного бюджета в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Смета расходов утверждается Управлением образования Череповецкого муниципального района. Иных средств, кроме средств, указанных в смете, МБДОУ «Ивановский детский сад» не имеет. Утвержденной на 2011 год сметой расходов денежных средств на оборудование территории детского сада забором и наружным электрическим освещением не выделено. Смета расходов МБДОУ «Ивановский детский сад» на 2011 год составляет .... руб., из них на содержание учреждения (коммунальные услуги, связь, содержание здания и т.д.) - .... руб. Ориентировочная стоимость установки ограждения территории по периметру образовательного учреждения составляет .... руб., установка наружного освещения - более .... руб., возможности у МБДОУ «Ивановский детский сад» для выполнения требований СанПиН не имеется. Потребность в денежных средствах для образовательных учреждений составляет более ... руб. Из областного бюджета в 2011 году на эти цели выделено ... руб. 04.10.2010 Постановлением Правительства Вологодской области № 1128 утверждена долгосрочная целевая программа «Комплексная безопасность образовательного учреждения на 2011-2015 годы». Выделение из бюджета района денежных средств на обустройство территории МБДОУ «Ивановский детский сад» забором и наружным освещением в 2011-2012 году не представлялось возможным. Лимиты бюджетных обязательств на исполнение обязанности в данный момент не предусмотрены. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица МБДОУ «Ивановский детский сад» Саранчина В.И. возразила против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что финансирование на ограждение и освещение в смете отсутствует, в отношении учреждения никаких предписаний не выносилось. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе представитель Управления образования Череповецкого муниципального района по доверенности Малышева И.Л. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное установление обстоятельств дела по доводам, изложенным в судебном заседании. Полагает, что Управление образования не является надлежащим ответчиком по делу. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. Разрешая заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из требований Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации. Из пункта 4 статьи 3 указанного Федерального закона следует, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В силу части 3 статьи 5 данного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. В силу положений статьей 17, 26 Устава Череповецкого муниципального района Управление образования Череповецкого муниципального района является органом местного самоуправления Череповецкого муниципального района, наделенным в соответствии с Уставом собственными полномочиями в области образования в соответствии с действующим федеральным законодательством. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15, пунктом 3 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного дошкольного образования, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района. Органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по созданию муниципальных образовательных учреждений, по их финансированию, формированию и размещению муниципального заказа. Частью 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования, в том числе: организация предоставления на территории муниципального района общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение создания муниципальных образовательных учреждений, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Указанные полномочия также определены статьей 27 Устава Череповецкого муниципального района и пунктом 2.1 Положения об Управлении образования Череповецкого муниципального района. Разделом 1 Устава МБДОУ «Ивановский детский сад» (далее Учреждение) определено, что учреждение создано на основании постановления администрации Череповецкого муниципального района № 626 от 24.10.2000. Единственным учредителем и собственником имущества учреждения является Череповецкий муниципальный район. Функции и полномочия Череповецкого муниципального района осуществляет орган местного самоуправления - Управление образования Череповецкого муниципального района. Аналогичные положения закреплены пунктом 2.2 Положения об Управлении образования Череповецкого муниципального района. Постановлением администрации Череповецкого муниципального района № 1741 от 23.12.2010 органы местного самоуправления района обязаны обеспечить осуществление профилактических, в том числе воспитательных и пропагандистских мер, направленных на противодействие террористической деятельности. Таким образом, Управление образования Череповецкого муниципального района является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования. Аналогичные положения закреплены пунктом 2.2 Положения об Управлении образования Череповецкого муниципального района. В силу пункта 1.13 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов дошкольных организаций, воспитанием и обучением детей. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 08.08.2011 в ходе проверки и обследования технического состояния МДОУ «Ивановский детский сад», выявлено, что территория учреждения не ограждена забором высотой 1,2-1,5 м и не имеет наружного электрического освещения, отсутствие которых не обеспечивает безопасность несовершеннолетних детей и работников дошкольного учреждения, а также снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного объекта и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу государства и граждан. Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался положениями Федеральных законов «О противодействии терроризму», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона РФ «Об образовании», приказом Министерства образования и науки РФ №1126 от 01.09.2008 г. «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования», нормативными актами органов местного самоуправления и пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности установить ограждение и освещения по периметру территории детского сада, поскольку выполнение указанного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности. При этом суд обоснованно учел, что установка ограждения и освещения по периметру учреждения отвечает требованиям Закона РФ «Об образовании» и направлена на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время воспитательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, и обязательным требованием к содержанию территории дошкольного учреждения (пункты 3.1, 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91). Судебная коллегия учитывает, что органами местного самоуправления Череповецкого района во исполнение Федерального закона приняты соответствующие правовые акты, обязывающие органы местного самоуправления и организации обеспечить выполнение антитеррористических мероприятий. Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что обязанность по осуществлению обустройства территории МБДОУ «Ивановский детский сад» по периметру забором и наружным электрическим освещением, как одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, правомерно возложена на Управление образования Череповецкого района, поскольку оно, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование данного учреждения, у которого своих средств на указанные мероприятия не имеется. Единственным учредителем и собственником имущества детского сада является Череповецкий муниципальный район, функции которого в этом вопросе переданы Управлению образования района. По указанным основаниям доводы кассационной жалобы о том, что Управление образования не является надлежащим ответчиком, нельзя признать обоснованными, поэтому жалоба удовлетворению не подлежит. Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводу суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований прокурор суду представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено. При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 07 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления образования Череповецкого муниципального района Малышевой И.Л. – без удовлетворения. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: Л.М. Слепухин Н.И. Чекавинская