Кассационное определение от 19 октября 2011 года № 33-4683



Судья Михеев Н.С.

№ 33-4683/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

19 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Чекавинской Н.И., Слепухина Л.М.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области по доверенности Серовой Е.В. на решение Белозерского районного суда от 24 августа 2011 года, которым заявление прокурора Вологодской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворено в полном объеме.

На Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области и Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области возложена обязанность в срок один год с момента вступления данного решения в законную силу обеспечить оборудование всех камер для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, водопроводом, канализацией и вытяжной вентиляцией через вентиляционные каналы, а также в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения санитарных правил и нормативов при водоснабжении учреждения, функционировании пищеблока и банно-прачечного комплекса для осужденных.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителей Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области Ядрихинского А.Ю. и Белоусовой М.О., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

24 июня 2011 года Вологодской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области проведена проверка по соблюдению администрацией Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области (далее ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области) санитарного законодательства Российской Федерации, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере материально-бытового и санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы.

08 августа 2011 года прокурор Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, УФСИН России по Вологодской области о возложении обязанности оборудовать камеры для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, водопроводом, канализацией, вентиляцией, устранить нарушения санитарных правил и нормативов при водоснабжении учреждения, функционировании пищеблока и банно-прачечного комплекса для осужденных.

В обоснование указал, что камеры, где содержатся лица, отбывающие пожизненное лишение свободы, в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области водопроводными сетями и канализацией не оборудованы, санузел отсутствует. Осужденными используются туалетные ведра (от индивидуальных на одного на нескольких человек), находящиеся непосредственно в жилых камерах.

Ежедневно (один раз в день) туалетные ведра выносятся осужденными в сопровождении сотрудников учреждения в туалетные комнаты, где они освобождают туалетные ведра от содержимого, имеют возможность вымыть их дезинфицирующим раствором. С учетом применения к данной категории осужденных режимных требований в виде передвижения осужденных за пределами камеры в наручниках при положении рук за спиной, выполнение указанных действий осужденными представляется крайне затруднительным.

В 2009 году УФСИН России по Вологодской области были осуществлены проектно-изыскательские работы по проведению водопроводных и канализационных сетей в каждую камеру, сумма необходимых для этого денежных средств составила около ... рублей. На данный момент никакие работы в данном направлении учреждением не проводятся в связи с отсутствием финансирования. Администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. В ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области требования уголовно-исполнительного и санитарного законодательства в отношении осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, на протяжении длительного времени не соблюдаются, что влечет существенное нарушение гарантированных законом прав осужденных на надлежащие условия содержания и обращение, должное материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

Просил обязать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области и УФСИН России по Вологодской области обеспечить оборудование всех камер для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, водопроводом, канализацией и вытяжной вентиляцией через вентиляционные каналы, а также устранить нарушения санитарных правил и нормативов при водоснабжении учреждения, функционировании пищеблока и банно-прачечного комплекса для осужденных.

Прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Подойникова Т.Н. исковые требования не признала. В возражении указала, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области направлялись запросы с целью выделения бюджетного финансирования на установку вентиляции. Здания режимных корпусов и административных зданий построены в 1810 году, изыскательные работы на прочность стен при проведении капитального ремонта учреждением не проводились. Самостоятельно провести все указанные работы учреждение не имеет возможности. Полагала, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области надлежащим ответчиком по данному делу не является, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований к учреждению отказать.

Представители УФСИН России по Вологодской области по доверенности Серова Е.В. и Свешников А.В. исковые требования признали частично, не возражали против необходимости устранения нарушений санитарных правил и нормативов в пищеблоке и банно-прачечном комплексе для осужденных, остальные требования не признали. Указали, что требования СанПиН распространяются на вновь построенные здания, а также на здания, в которых проведен капитальный ремонт. Вентиляция камер учреждения осуществляется естественным образом – через форточки, что разрешено СанПиН. Вода предоставляется осужденным регулярно в достаточном количестве, жалоб от осужденных не поступало. Полагали, что необходимости оборудовать камеры осужденных канализацией, водопроводом и вентиляцией не имеется.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Вологодской области по доверенности Серова Е.В., ссылаясь на доводы, приведенные ею в возражениях на заявленные требования, просит решение суда в части возложения обязанности по обеспечению оборудования всех камер для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, водопроводом, канализацией и вытяжной вентиляцией через вентиляционные каналы отменить по мотиву незаконности и нарушения норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы, приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 192 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

В соответствии с положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из требований статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В соответствии с положениями части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста Российской Федерации от 03 ноября 2005 года № 205 (в ред. от 12 февраля 2009г., с изменениями от 15 апреля 2009 года) лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти (статья 118 Правил).

В исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований (статья 119 Правил).

Согласно пункту 2.1. Устава ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области предметом и целями деятельности учреждения являются в числе прочих обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу пункта 2.5.2. Устава учреждение осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану здоровья.

Учредителем учреждения является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (пункт 1.2 Устава).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 24 июня 2011 года Вологодской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области проведена проверка по соблюдению администрацией ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области санитарного законодательства Российской Федерации в части соблюдения условий проживания в жилых помещениях при отбывании наказания осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы.

По итогам проверки составлен акт, из содержания которого следует, что вентиляция в камерах, где отбывают наказание осужденные, приговоренные к пожизненному лишению свободы, естественная, осуществляется через форточку, в соответствие с пунктом 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах. Так как в камерах имеется ведро для физиологических отходов жизнедеятельности, необходимо оборудование камер в месте нахождения ведер вытяжной вентиляцией через вентиляционные каналы.

В помещениях для проживания осужденных отсутствует питьевое водоснабжение и канализация, что нарушает требования пункта 8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», в соответствии с которым в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положения уголовно-исполнительного и санитарного законодательства ответчиками не соблюдаются, указанные нарушения закона существенно ущемляют гарантированные законом права осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, на надлежащие условия содержания и обращение, должное материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, и пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Вологодской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области в полном объеме.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Отсутствие систем канализации, водопровода и вентиляции в камерах для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, с учетом применения к ним особых режимных требований, не позволяет сделать вывод о том, что осужденные находятся в условиях, соответствующих статье 3 Конвенции.

Европейский Суд по правам человека в своих Постановлениях при рассмотрении жалоб граждан Российской Федерации на негуманные условия содержания в местах лишения свободы, неоднократно указывал на обязанность государства по организации своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, какие бы финансовые или материально-технические затруднения не возникали (Постановление ЕСПЧ от 01 июня 2006 года по делу «Мамедова против Российской Федерации»; Постановление ЕСПЧ от 12 мая 2010 года по делу «Косицына против Российской Федерации»).

Вместе с тем, определяя срок исполнения решения в части возложения на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области обязанности по обеспечению оборудования всех камер для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, водопроводом, канализацией и вытяжной вентиляцией через вентиляционные каналы в один год с момента вступления данного решения в законную силу, судом первой инстанции не было учтено, что выполнение данных работ требует привлечения значительных финансовых затрат, при этом источником финансирования деятельности ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области являются средства федерального бюджета, формирование расходов которого осуществляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Одним из видов направления Концепции является выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными нормативами.

Учитывая изложенное, принимая во внимание принципы разумности и объективности, оценивая период реального исполнения решения суда, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части установления срока исполнения решения в части возложения на ответчиков обязанности по обеспечению оборудования всех камер для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, водопроводом, канализацией и вытяжной вентиляцией через вентиляционные каналы изменить, установив данный срок – до 01 января 2015 года.

В остальном решение суда является законным и обоснованным, доводы кассационной жалобы по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда от 24 августа 2011 года в части установления срока исполнения решения в части возложения на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области и Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области обязанности обеспечить оборудование всех камер для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, водопроводом, канализацией и вытяжной вентиляцией через вентиляционные каналы изменить. Установить срок исполнения данных работ – до 01 января 2015 года.

В остальном решение Белозерского районного суда от 24 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области по доверенности Серовой Е.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: Н.И. Чекавинская

Л.М. Слепухин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200