Судья Цыганова О.В. № 33-4928/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 26 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Чекавинской Н.И., Слепухина Л.М., при секретаре Михайловой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокуратуры Тотемского района на решение Тотемского районного суда от 28 сентября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Тотемского района к садоводческому потребительскому кооперативу «Березка» о возложении обязанностей по устранению нарушений правил пожарной безопасности отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: прокурор Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к садоводческому потребительскому кооперативу «Березка» (далее СПК «Березка») о возложении обязанностей по устранению нарушений правил пожарной безопасности. В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности лесов и населенных пунктов, в ходе которой установлены нарушения требований пожарной безопасности СПК «Березка», а именно: у источников противопожарного водоснабжения отсутствуют площадки с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей; у источников противопожарного водоснабжения и по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели; не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности); отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; отсутствует для целей пожаротушения переносная мотопомпа. СПК «Березка» не принимается достаточных мер по устранению нарушений Правил пожарной безопасности. Невыполнение указанных выше требований пожарной безопасности может в случае возникновения пожара воспрепятствовать эвакуации и повлечь гибель людей. Данные нарушения требуют немедленного устранения. Просил обязать СПК «Березка» устранить нарушения правил пожарной безопасности незамедлительно после вступления решения суда в законную силу: у источников противопожарного водоснабжения обустроить площадки с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей; у источников противопожарного водоснабжения и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели; выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности); обеспечить наличие средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить наличие переносной мотопомпы для целей пожаротушения. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования уточнил, просил обязать СПК «Березка» устранить немедленно после вступления решения суда в законную силу следующие нарушения правил пожарной безопасности: у источников противопожарного водоснабжения <адрес> обустроить площадки с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей. У источников противопожарного водоснабжения <адрес> и по направлению к ним установить соответствующие указатели, выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности); обеспечить наличие средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить наличие переносной мотопомпы для целей пожаротушения. Представитель СПК «Березка» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представитель администрации муниципального образования «Пятовское» по доверенности Буторов Ю.М. пояснил, что территория СПК «Березка» входит в границы муниципального образования «Пятовское», однако территорией какого-либо населенного пункта или частью населенного пункта не является. В распоряжении администрации муниципального образования «Пятовское» документы, подтверждающие, что территория СПК «Березка» находится в лесном массиве, а также документы, свидетельствующие о том, что территория СПК «Березка», а также подъезд к водоисточнику находятся в границах какого-либо населенного пункта муниципального образования «Пятовское» Тотемского муниципального района Вологодской области, отсутствуют. Судом принято приведенное выше решение. В кассационном представлении прокуратур прокуратуры Тотемского района Голодова Е.В., участвовавшая в деле ставит вопрос об отмене решения суда с направлением дела на новое рассмотрение по мотиву незаконности, необоснованности и неправильного применения норм материального права. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационного представления, полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям. На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. На основании статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 90 которых у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 94 этих Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно пункту 31 Правил населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (пункт 114 Правил). Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия нарушений СПК «Березка» требований пожарной безопасности, указанных в иске, подтверждается материалами дела, однако, принимая во внимание, что мероприятия по устранению указанных нарушений являются затратными, а финансовая деятельность кооператива осуществляется на паевые взносы его членов, которые не уплачиваются в течение уже длительного периода времени, процент членов кооператива, пользующихся участками, является небольшим, в связи с чем требования прокурора являются нецелесообразными и невыполнимыми ввиду указанных выше обстоятельств, а также отсутствия исполнительного органа кооператива. Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям. Так, на основании статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В соответствии с положениями части 1 статьи 20 указанного Федерального закона органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения. На основании вышеизложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии исполнительного органа кооператива является необоснованным. Из материалов дела также следует, что СПК «Березка» зарегистрирован в качестве юридического лица, свою деятельность не прекратил. Кроме того, из пункта 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, следует, что Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Принимая во внимание то обстоятельство, что требования правовых актов в сфере пожарной безопасности СПК «Березка» не исполняются, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, может повлечь причинение вреда имуществу граждан, судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований в связи с их нецелесообразностью, неправомерным. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене. Судебная коллегия полагает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора прокуратуры Тотемского района к СПК «Березка» о возложении обязанностей по устранению нарушений правил пожарной безопасности удовлетворить. При этом заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в части, поскольку пункт 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) предусматривает обязанность по разработке и выполнению мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения ((устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности) для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах и возлагает обязанность по выполнению данных мероприятий на органы местного самоуправления. В числе органов, осуществляющих меры пожарной безопасности в лесах, указанных в статье 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» садоводческие потребительские кооперативы также не поименованы. Следовательно, оснований для возложения на СПК «Березка» обязанности по устранению требований пункта 112 Правил пожарной безопасности не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Тотемского районного суда от 28 сентября 2011 года отменить. Принять по делу новое решение, которым на садоводческий потребительский кооператив «Березка» возложить обязанность по устранению правил пожарной безопасности незамедлительно после вступления решения суда в законную силу: у источников противопожарного водоснабжения <адрес> обустроить площадки с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей; у источников противопожарного водоснабжения <адрес> и по направлению к ним установить соответствующие указатели; обеспечить наличие средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить наличие переносной мотопомпы для целей пожаротушения. В остальной части заявленных требований прокурору Тотемского района к садоводческому потребительскому кооперативу «Березка» отказать. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: Н.И. Чекавинская Л.М. Слепухин