Кассационное определение от 28 октября 2011 года № 33-4901



Судья Спицов Н.В.

№ 33-4901/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

28 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Чистяковой Н.М., Слепухина Л.М.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области на решение Вожегодского районного суда от 23 сентября 2011 года, которым исковые требования Смирновой Л.А., Данильцевой Л.А., Хреновой Т.Н. и Дятловой Р.И. удовлетворены: решения Управления социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области от 20 апреля 2011 года, 29 апреля 2011 года и от 26 мая 2011 года о прекращении предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Смирновой Л.А. с 01 мая 2011 года, Данильцевой Л.А. с 01 мая 2011 года, Хреновой Т.Н. с 01 июня 2011 года и Дятловой Р.И. с 01 мая 2011 года признаны незаконными и не порождающими правовых последствий.

На Управление социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области возложена обязанность предоставить ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Смирновой Л.А. с 01 мая 2011 года, Данильцевой Л.А. с 01 мая 2011 года, Хреновой Т.Н. с 01 июня 2011 года и Дятловой Р.И. с 01 мая 2011 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения Смирновой Л.А., Данильцевой Л.А., Дятловой Р.И., представителя Управления социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области Родимановой Н.Г., судебная коллегия

установила:

решениями Управления социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области от 29 апреля 2011 года, от 26 мая 2011 года и от 20 апреля 2011 года Смирновой Л.А., Хреновой Т.Н., Данильцевой Л.А. и Дятловой Р.И. прекращено предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг ввиду утраты права на получение ежемесячной денежной компенсации.

Оспаривая правомерность принятых решений, Смирнова Л.А., Данильцева Л.А., Хренова Т.Н. и Дятлова Р.И. обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области.

Требования мотивировали тем, что являются пенсионерами из числа педагогических работников ведомственного дошкольного образовательного учреждения образования ясли-сад №... <адрес>. В период работы в учреждении и в период нахождения на пенсии им предоставлялась ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 01 апреля 2011 года Управление социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области прекратило предоставлять им указанную денежную компенсацию, мотивируя тем, что они являются пенсионерами ведомственного образовательного учреждения, им было предложено вернуть излишне полученные суммы данной компенсации за период с мая 2010 года по март 2011 года. Указанные решения Управления социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области полагали незаконными, поскольку группы детского сада №... посещали не только дети работников железной дороги, но и дети работников государственных, муниципальных учреждений района, денежную компенсацию они получали после принятия Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».

Просили признать незаконными решения Управления социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области о прекращении предоставления им ежемесячных денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и требование о возврате излишне выплаченной суммы указанных денежных компенсаций за период с мая 2010 года по март 2011 года, на ответчика возложить обязанность предоставлять им указанные денежные компенсации с 01 апреля 2011 года.

Определением суда от 07 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Вожегодского муниципального района Вологодской области и Управление образования Вожегодского муниципального района Вологодской области.

Истцы Смирнова Л.А. и Хренова Т.Н. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Истцы Данильцева Л.А., Дятлова Р.И. и представитель истца Хреновой Т.Н. по доверенности Веденеева Н.А. исковые требования уточнили, просили признать незаконными решения Управления социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области о прекращении предоставления им ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложить на ответчика обязанность по выплате им указанной компенсации с момента прекращения данной выплаты: Данильцевой Л.А. – с 01 мая 2011 года, Хреновой Т.Н. - с 01 июня 2011 года, Дятловой Р.И. – с 01 мая 2011 года.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области по доверенности Родиманова Н.Г. исковые требования не признала. В возражении указала, что с 01 мая 2010 года на основании представленных МОУ «В» списков граждан, пользующихся правом на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Вологодской области № 1285-ОЗ, истцы были внесены в базу данных получателей ежемесячной денежной компенсации. При проверке документов 20 апреля 2011 года, представленных истцами, было обнаружено, что они являются пенсионерами ведомственного образовательного учреждения, в связи с чем правом на получение мер социальной поддержки не пользуются.

Представитель третьего лица администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Управления образования Вожегодского муниципального района Вологодской области по доверенности Потапова Т.Е. не возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что истцы числились в списке педагогов района, имеющих право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поэтому денежная компенсация предоставлялась им Управлением образования Вожегодского муниципального района до апреля 2010 года за счет средств бюджета Вологодской области. С мая 2010 года данная денежная компенсация предоставлялась истцам Управлением социальной защиты населения Вожегодского муниципального района Вологодской области. Полагала, что истцы имеют право на меры социальной поддержки.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области, ссылаясь на доводы, приведенные в возражениях на исковое заявление, ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности.

В возражении на кассационную жалобу Данильцева Л.А., Дятлова Р.И., Смирнова Л.А. и Хренова Т.Н. считают решение суда законным и обоснованным, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, представленного возражения, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Судом установлено, что Смирнова Л.А., Данильцева Л.А., Хренова Т.Н. и Дятлова Р.И. являются ветеранами труда, более десяти лет проработали педагогами в сельской местности, перед выходом на пенсию осуществляли педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении детский сад №... <адрес>

В период работы в образовательном учреждении и после выхода на пенсию истцам предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На основании решений Управления социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области от 29 апреля 2011 года, от 26 мая 2011 года и от 20 апреля 2011 года Смирновой Л.А., Хреновой Т.Н., Данильцевой Л.А. и Дятловой Р.И. прекращено предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг ввиду утраты права на получение ежемесячной денежной компенсации.

Согласно письму филиала открытого акционерного общества "Р" от 14 сентября 2011 года №..., представленному в материалы дела, распоряжением начальника Северной железной дороги №... от 11 августа 1995 года в соответствии с Указанием №... от 04 июля 1995 года дошкольное образовательное учреждение №... <адрес> ликвидировано, в собственность Вожегодского муниципального района или в собственность Вологодской области не передавалось.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

На территории Вологодской области меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) установлены Законом Вологодской области от 01 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 указанного Закона право на меры социальной поддержки имеют лица, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе педагогические работники областных государственных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из числа указанных лиц, проработавшие в учреждениях образования в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 1 января 2005 года) они имели право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 данного закона.

Предоставление мер социальной поддержки (льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992 году Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 04 декабря 2007 года № 958-О-О разъяснил, что из абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, обоснованно исходил из того, что изменение порядка предоставления меры социальной поддержки, приведенной в постановлении Правительства Вологодской области от 16 апреля 2010 года № 402, не может рассматриваться как ограничивающее право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг пенсионеров – педагогических работников, вышедших на пенсию из ведомственных учреждений, и чье право на сохранение указанных льгот ранее законодательными и исполнительными органами Вологодской области под сомнение не ставилось.

Следовательно, вывод суда о том, что Смирнова Л.А., Данильцева Л.А., Хренова Т.Н. и Дятлова Р.И. имеют право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг на основании пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и прекращение предоставления им вышеуказанных мер социальной поддержки незаконно, является правильным.

Возложение обязанности на Управление социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области по предоставлению ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцам является также правомерным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильность выводов суда не опровергают, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вожегодского районного суда от 23 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200