Кассационное определение №33-4961 от 9 ноября 2011 года



Судья Ляпкова И.Ю.

№ 33-4961/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

9 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жаворонковой В.А.,

судей Игошевой Г.Н., Соколовой М.В.,

при секретаре Филипповой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации городского поселения Чебсарское Шекснинского района на решение Шекснинского районного суда от 19.09.2011, которым исковые требования Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворены.

Запрещено размещение твердых бытовых отходов и мусора на свалке ТБО, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами ..., расположенных по адресу: <адрес>.

Возложена на администрацию городского поселения Чебсарское Шекснинского муниципального района и администрацию Шекснинского муниципального района обязанность в срок до 01.06.2012 предпринять меры по недопущению размещения твердых бытовых отходов и мусора на указанных земельных участках с кадастровыми номерами ..., расположенных по адресу: <адрес>, установить информационные аншлаги о запрете размещения твердых бытовых отходов и мусора.

Возложена на администрацию городского поселения Чебсарское Шекснинского муниципального района, администрацию Шекснинского муниципального района и МУП «ЖКХ» п. Чебсара обязанность в срок до 01.09.2012 ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами ..., расположенных по адресу: <адрес>, путем разработки проекта рекультивации земель и проведения рекультивации на свалке.

Возложена на ОАО «Чебсарский леспромхоз» обязанность в срок до 01.09.2012 ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, расположенную на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенным по адресу: <адрес>, путем разработки проекта рекультивации земель и проведения рекультивации на свалке.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жаворонковой В.А., объяснения представителя Администрации городского поселения Чебсарское Носкова Н.Г., объяснения представителя Администрации Шекснинского муниципального района Чегодина В.А., представителя ОАО «Чебсарский леспромхоз» Куванова В.М., представителя Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Екимовой О.Н., судебная коллегия

установила:

03.05.2011 Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории городского поселения Чебсарское Шекснинского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения: сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории ... населенных пунктов городского поселения Чебсарское не организован; размещение отходов в пос. Чебсара осуществляется на несанкционированной свалке, расположенной в поселке, не включенной в государственный реестр объектов размещения отходов, в д. ... – на земельном участке, не предоставленном для этих целей.

Со ссылкой на нарушение права на благоприятную окружающую среду, прокурор Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского поселения Чебсарское о возложении обязанности в срок до 01.11.2011 ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, расположенную на земельном участке с кадастровым номером ... и земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: <адрес> и привести земельные участки в состояние, пригодное для целевого использования.

Требования мотивированы тем, что пользователями земельных участков на основании договоров аренды являются Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно – коммунальное хозяйство» пос. Чебсара и ОАО «Чебсарский леспромхоз». Действия унитарного предприятия по размещению твердых бытовых отходов и мусора на несанкционированной свалке и бездействие Общества по исполнению обязанностей землепользователя, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, бездействие Администрации городского поселения Чебсарское и Администрации Шекснинского муниципального района по исключению негативного влияния свалки на окружающую среду нарушает права на благоприятную окружающую среду обитания.

29.08.2011 прокурор Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры требования уточнил, просил запретить размещение твердых бытовых отходов и мусора на свалке твердых бытовых отходов, расположенной на земельных участках в пос. Чебсара; возложить на Администрацию городского поселения Чебсарское Шекснинского муниципального района и Администрацию Шекснинского муниципального района обязанность с момента вступления решения суда в законную силу предпринять меры по не допущению размещения твердых бытовых отходов и мусора на указанных земельных участках, установить информационные аншлаги о запрете размещения твердых бытовых отходов и мусора; возложить на Администрацию городского поселения Чебсарское Шекснинского муниципального района, Администрацию Шекснинского муниципального района и Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно – коммунальное хозяйство» пос. Чебсара обязанность в срок до 01.06.2012 ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, путем разработки проекта рекультивации земель и проведения рекультивации на свалке; возложить на ОАО «Чебсарский леспромхоз» обязанность в срок до 01.06.2012 ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора путем разработки проекта рекультивации земель и проведения рекультивации на свалке.

Определением Шекснинского районного суда от 29.08.2011 привлечены к участию в деле Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно – коммунальное хозяйство» пос. Чебсара, ОАО «Чебсарский леспромхоз» и Администрация Шекснинского муниципального района в качестве ответчиков.

В судебном заседании представитель Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Екимова О.Н. требования уточнила; просила возложить на Администрацию городского поселения Чебсарское Шекснинского муниципального района, Администрацию Шекснинского муниципального района и Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно – коммунальное хозяйство» пос. Чебсара обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в срок до 01.06.2012, в остальной части требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – Глава городского поселения Чебсарское Носков Н.Г. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что свалку нельзя признать несанкционированной, поскольку в 1995 году Чебсарскому леспромхозу и Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно – коммунальное хозяйство» было выдано разрешение на использование земельных участков для свалки древесных и бытовых отходов. Свалка является одним из элементов утилизации отходов, а решение данного вопроса отнесено к полномочиям районной администрации. Указал, что на городское поселение не может быть возложена ответственность, поскольку земельные участки принадлежат унитарному предприятию и леспромхозу, Администрация городского поселения твердых бытовых отходов на свалку не вывозила, поэтому ее деятельность должна контролироваться владельцами свалки. В настоящее время в Администрации решается вопрос о строительстве новой свалки, подготовлена соответствующая документация, однако строительство полигона ежегодно откладывается.

Представитель ответчика – Администрации Шекснинского муниципального района по доверенности Беляевский С.В. в судебном заседании против удовлетворения иска не возразил.

Представитель ответчика – Муниципального унитарного предприятия «Жилищно – коммунальное хозяйство» пос. Чебсара по должности Цветков А.А. в судебном заседании иск признал.

Представитель ответчика – ОАО «Чебсарский леспромхоз» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что с исковыми требованиями прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры согласен.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Администрация городского поселения Чебсарское Шекснинского муниципального района просит судебное решение отменить по мотиву его незаконности и необоснованности.

В представленных на кассационную жалобу возражениях прокурор Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, представленные возражения, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 – ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом понятие хранение отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронением является изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре.

Как следует из материалов дела, свалка твердых бытовых отходов, расположенная на земельных участках с кадастровыми номерами ... и ... по адресу: <адрес>, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена, специального разрешения органов исполнительной власти с заключением государственной экологической экспертизы получено не было, следовательно, признание судом первой инстанции указанной свалки несанкционированной является правомерным.

Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14, пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а решение вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям местного значения муниципального района.

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

Следовательно, возложение обязанности по недопущению размещения твердых бытовых отходов и мусора на свалке, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами ... и ... по адресу: <адрес>, и ее ликвидации на Администрацию городского поселения Чебсарское Шекснинского муниципального района и Администрацию Шекснинского муниципального района соответствует нормам действующего законодательства.

Ликвидировать несанкционированную свалку путем разработки проекта рекультивации земель и проведения рекультивации также обязаны и арендаторы земельных участков – Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно – коммунальное хозяйство» и ОАО «Чебсарский леспромхоз» в силу пункта 4 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанные судом первой инстанции выводов, поскольку основаны на неправильном применении материального права, в связи с чем оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шекснинского районного суда от 19.09.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского поселения Чебсарское Шекснинского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200