Судья Шевченко С.И. № 33-4983/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 09 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Маклаковой Н.С., судей Аганесовой О.Б.,Чернышовой Н.Э., при секретаре Рогулиной Ю.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации Белозерского муниципального района на решение Белозерского районного суда от 28 сентября 2011 года, которым заявление прокурора Белозерского района удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации Белозерского муниципального района по непринятию мер по созданию единой дежурно-диспетчерской службы Белозерского муниципального района Вологодской области. На администрацию Белозерского муниципального района возложена обязанность создать и обеспечить функционирование единой дежурно-диспетчерской службы в соответствии с требованиями законодательства в течение одного года со дня вступления решения в законную силу. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Аганесовой О.Б., объяснения представителя администрации Белозерского муниципального района Карлиной A.M., прокурора Зязиной В.И., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия установила: Прокурор Белозерского района обратился с заявлением к администрации Белозерского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления. В обоснование заявленного требования указано, что в ходе проверки выполнения администрацией Белозерского муниципального района законодательства Российской Федерации по созданию единой дежурно- диспетчерской службы муниципальных образований установлено, что до настоящего времени в Белозерском муниципальном районе не создана и не действует единая дежурно-диспетчерская служба Белозерского района, отсутствует нормативно-правовой акт органов местного самоуправления, определяющий порядок организации, компетенцию и полномочия данной службы, бюджет района на 2011 год и плановый период 2012 года не предусматривает финансирование расходов, связанных с организацией и деятельностью единой дежурно-диспетчерской службы муниципального района. Действующим законодательством на органы местного самоуправления района возложена обязанность создать и обеспечить деятельность единой дежурно-диспетчерской службы при органах местного самоуправления. В связи с наступлением пожароопасного периода отсутствие указанной службы понижает уровень защищенности территории и населения района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Органом местного самоуправления исполнительной власти, в компетенцию которого входит непосредственная реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций является администрация Белозерского муниципального района. В результате бездействия указанного органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц, которые в свою очередь подвержены угрозе жизни и здоровья. Просит признать незаконным бездействие администрации Белозерского муниципального района по непринятию мер к организации и обеспечению деятельности единой дежурно-диспетчерской службы Белозерского муниципального района, обязать администрацию Белозерского муниципального района в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу создать и обеспечить функционирование единой дежурно-диспетчерской службы. В судебном заседании старший помощник прокурора района Барабанова Л.К. заявление поддержала, просила увеличить срок для выполнения обязанности, которую следует возложить на администрацию района, до одного года, с тем, чтобы имелась возможность в бюджете предусмотреть затраты на создание службы. Представитель ответчика администрации Белозерского муниципального района Карлина A.M. с заявлением не согласна. Пояснила, что в Белозерском муниципальном районе планируется создать единую дежурно-диспетчерскую службу, но сроки создания неизвестны. Кроме того средства на эти цели в районном бюджете отсутствуют. Представитель третьего лица государственного учреждения «Седьмой отряд Федеральной противопожарной службы по Вологодской области» Платонова И.А. заявление прокурора поддержала, пояснив, что на муниципальном уровне органом повседневного управления единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования. Несмотря на неоднократные обращения в администрацию района по вопросу создания службы никаких мер для этого не принято. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе администрация Белозерского муниципального района просит решение суда отменить. Указывает на доводы, изложенные в возражениях на заявленные требования. Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, приходит к следующему. Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Белозерского района проверки установлены нарушения администрацией Белозерского муниципального района требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В районе не создана и не действует единая дежурно-диспетчерская служба Белозерского района (ЕДДВ). Отсутствует нормативно-правовой акт органов местного самоуправления, определяющий порядок организации, компетенцию и полномочия данной службы, бюджет района на 2011 год и плановый период 2012 года не предусматривает финансирование расходов, связанных с организацией и деятельностью ЕДДС муниципального района. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Статья 4 вышеуказанного Закона устанавливает правовую основу создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Во исполнение данной статьи принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона и указанным Постановлением единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом. На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Органами повседневного управления Единой системы являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Статья 11 Закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. На основании п.п. «з» п. 2 ст. 11 Закона органы местного самоуправления самостоятельно создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Вологодской области от 31 января 2011 года № 65 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области» главам муниципальных образований области предписано привести положения о звеньях территориальной подсистемы, состав сил и средств звеньев в соответствие с Положением, утвержденным указанным постановлением, а также организовать создание и обеспечить готовность органов управления, сил и средств, резервов материальных и финансовых ресурсов, системы связи и оповещения звеньев территориальной подсистемы. Положением о Вологодской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Вологодской области от 31 января 2011 года № 65 предусмотрена организация ЕДДС муниципальных образований, которые входят в Вологодскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и являются органами повседневного управления системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории районов. Положение о Белозерском районном звене Вологодской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области, согласно пункту 2.5. которого органом повседневного управления районного звена является ЕДДС, утверждено Постановлением Главы Белозерского муниципального района № 228 от 25 февраля 2011 года. Суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора Белозерского района, поскольку на администрации Белозерского муниципального района как органе местного самоуправления лежит обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы, данная служба в Белозерском муниципальном районе не создана, необходимых мер по ее созданию не предпринято. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия администрации Белозерского муниципального района по непринятию мер по созданию единой дежурно-диспетчерской службы Белозерского муниципального района Вологодской области и возложении на администрацию Белозерского муниципального района обязанности по созданию и обеспечению функционирования единой дежурно-диспетчерской службы является законным и обоснованным, не подлежащим отмене, а кассационная жалоба - не подлежащей удовлетворению. Однако при определении сроков, в течение которых администрация Белозерского муниципального района обязана создать и обеспечить функционирование единой дежурно - диспетчерской службы района, суд не принял во внимание требование Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации», которым рекомендовано органам местного самоуправления завершить работу по созданию дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований до 31 декабря 2012 года. При таких обстоятельствах решение суда в части определения срока выполнения действий по созданию единой дежурно - диспетчерской службы района нельзя признать законным, решение в данной части подлежит изменению. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Белозерского районного суда от 28 сентября 2011 года в части возложения на администрацию Белозерского муниципального района обязанности по созданию и обеспечению функционирования единой дежурно-диспетчерской службы в течение одного года со дня вступления решения в законную силу изменить, возложить исполнение данных обязанностей в срок до 31 декабря 2012 года. В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Белозерского муниципального района – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: